Репин Александр Константинович

1903-1976

А.К.Репин

А.К.Репин

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1943).
Родился 12 сентября (30 августа — ст.ст.) 1903 года в г.Брянск в семье железнодорожного мастера. Рано лишившись родителей, закончил высшее начальное училище в г.Карачеве и поступил учеником телеграфиста на Брянский железнодорожный телеграф.
В ноябре 1917 года поступил переписчиком в железнодорожный отряд. В марте 1918 года отряд вливается в I-й отдельный стрелковый батальон Красной армии в Карачеве, принимает участие в боевых действиях против Юденича. В должности помкомвзвода участвовал в ликвидации банд в районах Белой Церкви, Умани, Винницы, Фастова. В 1920 году окончил Карачевские артиллерийские курсы комсостава РККА.
В марте 1921 года направлен на учебу в 5-ю Томскую Военно-инженерную школу и радиотехнический класс при томском радиодивизионе, после окончания которых служил на различных должностях в войсках связи: в начале 1923 года — начальником радиостанции в Якутске в отдельном радиодивизионе Сибирского военного округа, в 1925 году принимал участие в ликвидации банд в Якутской АССР, в 1929 году во время военного конфликта на КВЖД — начальником радиомастерских в Хабаровске. В течение этого периода, в 1927 году, окончил Московские химические курсы усовершенствования комсостава РККА.
В марте 1930 года поступил на воздушно-технический факультет Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского и в 1934 году с отличием закончил учебу. После окончания учебы работал военным представителем на авиазаводах.
С мая 1937 по март 1938 года в должности советника по авиации — главного инженера принял участие в национально-революционной войне в Испании, в сложных условиях, в горных туннелях поблизости от г.Аликанте, организовал силами испанских механиков и инженеров ремонт и эксплуатацию советской авиационной техники (И-15 и И-16), а также производство И-16.
В октябре 1938 года назначен начальником Технико-эксплуатационной инспекции УВВС — Главным инженером ВВС РККА. В апреле 1939 года в связи с переформированием УВВС и организацией в нем Управления технической эксплуатации ВВС РККА возглавил это новое управление в должности начальника УТЭ — главного инженера ВВС РККА по эксплуатации. С ноября 1939 года работал Главным инженером и заместителем начальника Главного управления авиационного снабжения НКО СССР, а с мая 1940 года — членом Совета по оборонной промышленности при Совнаркоме СССР.
В мае-июле 1941 года возглавлял 1-е Главное управление Наркомата авиационной промышленности СССР.
С июля 1941 по март 1942 — глава Советской военной миссии в США. После возвращения из спецкомандировки в США, где он своей деятельностью много способствовал успешным поставкам вооружения и усиления военной мощи СССР, его назначают Заместителем Народного Комиссара авиационной промышленности СССР.
С мая 1942 по апрель 1946 года — Главный инженер Военно-Воздушных Сил Красной Армии, одновременно являлся заместителем Командующего и членом Военного Совета ВВС. Одновременно, с сентября 1942 года он являлся начальником Главного Управления инженерно-авиационной службы Красной Армии и с 1944 года начальником Государственного Краснознамённого НИИ ВВС.
В этот период на вооружение советских ВВС поступили и были освоены в эксплуатации многие новые самолеты советского и иностранного производства, различные образцы оборудования и вооружения. Под его руководством инженерно-авиационная служба обеспечила выполнение Военно-воздушными силами боевых задач во время Великой Отечественной и Советско-Японских войн.
Глубокое и разностороннее образование … в сумме с постоянным самосовершенствованием позволило А.К.Репину в тяжелые военные годы организовать всесторонние испытания и отбор новых образцов авиатехники и технически грамотную эксплуатацию материальной части ВВС.
8 апреля 1946 г. по сфабрикованному обвинению арестован вместе c Главнокомандующим ВВС А.А.Новиковым, Наркомом А.И.Шахуриным и рядом других генералов, снят с должности и необоснованно репрессирован по «авиационному делу». 10-11 мая 1946 года Военная коллегия Верховного суда СССР под председательством В.В.Ульриха осудила его на 6 лет лишения свободы по обвинению в «протаскивании на вооружение ВВС заведомо бракованных самолетов и моторов крупными партиями и приемке на вооружение Военно-Воздушных Сил СССР недоброкачественной военной техники». До апреля 1952 года содержался в одиночной камере Лубянской тюрьмы. 7 апреля 1952 года освобожден.
После освобождения работал гражданским специалистом: с августа 1952 года — инженером моторного цеха на авиабазе гражданского воздушного флота в аэропорту Быково, а с ноября 1952 года начальником отдела технического контроля там же.
25 мая 1953 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР приговор в отношении А.К.Репина был отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
12 июня 1953 года постановлением ЦК КПСС был полностью реабилитирован, в этом же месяце он был восстановлен в рядах Советской армии и в звании.
С июля 1953 по сентябрь 1954 года — Заместитель Начальника Краснознаменной ордена Ленина Военно-Воздушной академии им. проф. Жуковского по науке. С сентября 1954 до апреля 1955 года — Помощник командующего Дальней авиацией по спецслужбе. C апреля 1955 — Заместитель Председателя Военно-Промышленного Комитета при Совете Министров СССР.
16 апреля 1957 года уволен в отставку по состоянию здоровья.
Жил в Москве. Умер 28 ноября 1976 года.
Награжден 2 орденами Ленина (28.02.1944, 21.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (23.11.1942, 03.11.1944, 30.04.1954), 2 орденами Кутузова I степени (19.08.1944, 18.08.1945), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды (03.11.1937), медалями СССР.
Иностранные ордена и медали:
США: Присвоена степень Командора Легиона Почёта. Орден передан для вручения Президентом США Рузвельтом маршалу Сталину на закрытии Ялтинской конференции.
Испании.

Источники информации:

  • Александр Константинович Репин  / Википедия /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *