Смирнов Александр Константинович

род.1952

А.К.Смирнов

А.К.Смирнов

Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (18.12.1997), полковник.
Родился 26 августа 1952 года в г.Буй Костромской области. В 1969 году окончил среднюю школу.
В армии с 1969 года. В 1973 закончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил летчиком-инструктором 626-го учебного вертолетного полка (УВП, г.Пугачев Саратовской области). В этот период, наряду с летным обучением курсантов, участвовал в перегоне вертолетов Ми-8Т с завода в г.Улан-Уде в полки Сызранского и Саратовского ВВАУЛ; обеспечении испытаний новых видов вооружения на Семипалатинском полигоне.
2 июля 1979 года окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ).
С 1979 — на летно-испытательной работе в 3-ем управлении ГК НИИ ВВС, г.Феодосия. В 1981 году проводил специальные летные испытания вертолетов Ка-25ПЛ, Ка-252ПЛ по оценке возможности обнаружения и уничтожения малоразмерных воздушных шаров (МРШ). Проводил исследование по разработке методик определения метеоминимума погоды для взлетов и посадок вертолетов Ка-27 авиации ВМФ, при выполнении полетов в сложных метеорологических условиях с аэродромов и авианесущих кораблей ВМФ (шифр «Плевел», 1982, 1983,1984). Участвовал в испытаниях Ми-14БТ (1984).
Участвовал в проведении государственных совместных испытаний вертолета Ка-28 (февраль 1985 — июнь 1986) ведущим летчиком-испытателем, проводил летные испытания авиационных комплексов кораблей группового базирования: «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал Горшков», «Адмирал Кузнецов» и большого количества кораблей одиночного базирования. Принимал участие в испытаниях космической техники по программам возвращаемых аппаратов Бор-3, Бор-5 и зондов по программе Венера-Галлей.
В 1990 году перешел на работу в 4-е Управление НИИ ВВС (929 ГЛИЦ), поселок Чкаловский. Участвовал в государственных испытаниях вертолетов Ми-28, Ми-8МТВ-2, Ка-32.
При определении характеристик устойчивости и управляемости вертолета Ка-50 на режиме предельных значений скорости и при скольжения, произошел отказ путевого управления. Вертолет самопроизвольно перешел в режим знакопеременного скольжения и кренения с большой амплитудой и угловой скоростью. Летчику удалось изменить режим полета и частично установить контроль над неуправляемым вертолетом. Полет был успешно завершен, а по его результатам проведены необходимые мероприятия по предотвращению подобных случаев при эксплуатации вертолетов Ка-50 и Ка-52.
При проведении Государственных испытаний вертолета Ми-28, в полете по определению возможности и безопасности стрельбы из подвижной пушечной установки произошел отказ управления в системе шаг-винт. В момент отказа вертолет находился в режиме бокового перемещения с максимально допустимой скоростью вблизи земли, летчик вел стрельбу из пушки по наземной цели. Отказ проявился в заклинении управления вертолетом по общему шагу несущего винта и педалей. Используя возможность управления вертолетом по крену и тангажу, летчик подобрал необходимый режим полета для выполнения посадки.
18 сентября 1991 года на аэродроме «Жасмин» в городе Ахтубинске Александр Смирнов установил три мировых рекорда на проходящем Государственные испытания опытном вертолете Ми-8МТВ-2 (бортовой № 82).
С 23 сентября 1995 года — в запасе.
С 28 декабря 1995 года — на летно-испытательной работе в ОАО «Камов». Поднял в небо и провел испытания Ка-52 «Аллигатор» с ТВЗ-117ВМА (25.06.1997), Ка-60 «Касатка» с РД-600В (10.12.1998), Ка-60У (21.09.2007).
В 2003 году был назначен старшим летчиком-испытателем ЛИК.
На МАКС-2003 выполнил демонстрационный полет на Ка-60-1 (бортовой № 601), на МАКС-2005 демонстрировал вертолет Ка-226Т (бортовой № 003).
Участник воздушного парада Победы в городе Москве 9 мая 2009 года на Ка-52.
В рамках программы экономического и военно-технического сотрудничества выполнял полеты в различных странах: Индии, Турции, Израиле, Испании, Анголе. Активно участвовал в подготовке летного состава различных стран и ведомств.
23 июня 2010 совершил аварийную посадку на Ка-60У в Люберецком районе Подмосковья.
При выполнении испытательного полета на вертолете Ка-60У произошло разрушение привода рулевого винта. Грамотно действуя летчик предотвратил неуправляемое падение вертолета на жилые кварталы. Рискуя своей жизнью, отвернул вертолет в свободную от домов сторону и приземлился. Вертолет опрокинулся, а летчик получил серьезные травмы. Ущерба на земле нет.
Освоил вертолеты: Ми-1 Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-28, Ми-34, Ми-26, Ми-17, Ми-35, Белл-206, Ка-25, Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-60, Ка-52, Ка-226 и их модификации; самолеты: Як-40, Ил-14, Ил-38, Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-72, Ту-124. Имеет налет более 6500 часов, из них на испытания — 2500 часов.
Награжден Орденом «Мужества» (2016), медалями. Лауреат премии Ассоциации Вертолетной Индустрии «Лучший по профессии» (2010).

Источники информации:

  • Ассоциация вертолетной индустрии
  • Испытатели вертолетов. Книга вторая. Испытатели вертолетов ОАО Камов / В.А.Доброхотов, -М. : Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2016 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *