Елсуков Алексей Герасимович

1930-1962

А.Г.Елсуков

А.Г.Елсуков

Летчик-испытатель 4-го класса.
Родился 18 сентября 1930 года в городе Куйбышев (ныне Самара). С 1934 года вместе с родителями жил в Ленинграде. В 1941 году с семьей эвакуировался в г.Березники, Пермской области, где в 1949 году окончил химико-механический техникум и работал мастером в строительном тресте города.
С 1950 года — в армии, курсант Качинского ВАУЛ. В 1952 году был переведен в 160-е ВАУЛ, в город Пугачев. В 160-м ВАУЛ освоил самолет По-2 и вертолет Ми-4 в первом выпуске летчиков. После окончания этого училища в 1954 году был распределен на должность летчика-инструктора в 5-й Центр по переучиванию летчиков ВВС на вертолеты, располагавшийся в то время в Теплом Стане под Москвой (ныне один из районов Москвы). После расформирования Центра в 1956 году служил на должности командира вертолета Ми-4 в строевых частях ВВС. Имел опыт полетов в условиях Крайнего Севера, налетав при этом более 400 часов.
С мая 1959 по март 1960 года служил командиром вертолета Ми-4 в отдельном авиаотряде ЦНИИ-18 МО (ГРУ Генерального штаба). Имел опыт полетов в условиях Крайнего Севера.
В 1960 году капитан Алексей Елсуков при сокращении авиации уволился из рядов Советской Армии и поступил на специальные курсы вертолетчиков, открывшиеся при школе летчиков-испытателей (ШЛИ) ЛИИ МАП в Жуковском.
С 1 июня 1960 года — на летно-испытательной работе в ОКБ-4 Н.И.Камова. Участвовал в испытаниях вертолетов Ка-15, УКа-15, Ка-18 и винтокрыла Ка-22.
Погиб 27 августа 1962 года в испытательном полете на УКа-15.
На испытаниях учебного вертолета УКа-15 №20-18 (выпущен в августе 1958-го) с двигателем АИ-14ВФ с колонкой соосных винтов четвертой серии (опытные металлические лопасти Б-4) произошла катастрофа, в результате которой погибли оба члена экипажа – летчик-испытатель А.Г.Елсуков и ведущий инженер В.С.Кузовлев. Это произошло в полете по замеру нагрузок в лопастях из-за их сближения и схлестывания на необследованном режиме.
Катастрофы можно было избежать, если бы были обработаны и проанализированы результаты предыдущего полета. Сказалось и то, что испытания проводили на недоработанной колонке и на высоте около 50 м, а не 3-5 м, как рекомендовал В.В.Виницкий.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Источники информации:

  • «Конструктор вертолетов» / Л.Кузьмина, М.,«Молодая гвардия», 1988 /
  • Неизвестный Камов: гений вертикального взлета / Л.Кузьмина, М., «Яуза», «ЭКСМО», 2009 /
  • По заданию флота / Н.Якубович, «Крылья Родины» №5 (620) 2002  /
  • «Детские болезни» Ка-15 / Иван Григорьев, «Вертолет» № 3 [22] / 2003 /

One comment

  1. Сергей:

    Здравствуйте!
    Спасибо за вашу работу!
    В России есть довольно много мелких населённых пунктов с названием «БерезнЯки», но город в Пермской области один и называется «БерезнИки»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *