Юнгмейстер Леонид Александрович

1897-1972

Л.А.Юнгмейстер

Л.А.Юнгмейстер

Лётчик-испытатель 1-го класса.
Родился 29 мая 1897 года в многодетной семье потомственных дворян. Окончил Костромскую мужскую гимназию.
Подал прошение о зачислении добровольцем (охотником) в гардемарины флота. 17 июня 1916 года прибыл в Петроград. После проверки документов зачислен охотником флота во 2-й Балтийский флотский экипаж, к которому были приписаны все учебные команды, включая и Курсы гидроавиации.
5 августа 1916 года окончил строевую подготовку, произведен в матросы 2-й статьи и отправлен на Теоретические Курсы гидроавиации при Петроградском Политехническом институте (ППИ).
В декабре 1916 года успешно сдал выпускные экзамены за Теоретический курс гидроавиации и получил Удостоверение № 134.
Для обучения полетам направлен в Баку, где был зачислен курсантом в переменный состав Бакинской офицерской Школы морской авиации (БОШМА).
28 августа 1917 г. представлен к производству в подпоручики по Адмиралтейству. Полетный экзамен на звание «Морской летчик» сдал в начале января 1918 г . В конце января 1918 г. сдал теоретические экзамены и окончил БОШМА с аттестацией «отлично». Удостоин звания «Морской летчик» Приказом по Управлению морской авиации, но вместо удостоверения получил только справку о присвоении звания — Октябрьский переворот внес свои коррективы и в делопроизводство.
В феврале 1918 года зачислен в отряд особого назначения по охране Баку, но в начале мая « откомандирован в распоряжение Астраханского военного комиссариата для организации морской авиации Астраханского края».
Ввиду отсутствия гидроаппаратов, в конце июня 1918 г. убыл в Москву в распоряжение Всероссийской авиационной комиссии.
15 августа 1918 г. получил направление в Московскую школу военных летчиков на Ходынском поле. Учебные полеты на различных сухопутных самолетах освоил быстро и настолько успешно, что в конце сентября 1918 г. окончил переучивание с прохождением высшего пилотажа и аттестацией «отлично».
Оставлен в Школе инструктором по полетам. С октября 1918 г. по август 1919 г. обучил полетам несколько десятков красвоенлетов.
Участник Гражданской войны. В начале августа 1919 г. направлен на Западный фронт, где участвовал в боях местного значения и на Минском направлении, в походе на Варшаву, в оборонительных боях, летая на разведку и бомбометание.
Перейдя в истребительный отряд, летал на самолете «Ньюпор XXIV» на перехват самолетов белой авиации, участвовал в воздушных боях.
После окончания Гражданской войны в 1921 г. служил красвоенлетом в частях ВВС РККА.
В 1922 году назначен начальником летной части Серпуховской Высшей Школы стрельбы и бомбометания.
С конца 1922 года работал летчиком-испытателем в НОА ВВС РККА (Опытно-научный аэродром).Участвовал в летных испытаниях самолетов «Сопвич-IV”, ДН-4, ДН-9, ИЛ-400б (1924). В мае 1923 г. начались испытания разведчика «Р-1» Н.Н.Поликарпова.
По предложению известного летчика и конструктора планера «А-5» К.К.Арцеулова принял участие в испытаниях планера в Подмосковье.
С 1-го по 18-е ноября 1923 года на горном плато Узун-Сырт у поселка Коктебель участвовал в Первых Всесоюзных планерных испытаниях (ВПИ). Были представлены 10 моделей планеров, в их числе А-5 Арцеулова, на котором летчик Л.А.Юнгмейстер установил рекорд продолжительности полета — 1 час 2 минуты 30 секунд, побив мировые рекорды немецких планеристов 1920, 1921 гг. Тогда же Юнгмейстер первым в СССР совершает посадку на место взлета. Им же продемонстрирована и рекордная дальность полета – 1487 метров.
На Всесоюзных планерных испытаниях 1923 г все призы, предназначенные лётчикам, получил Л.А.Юнгмейстер. По итогам состязаний Леониду единственному из участников испытаний присвоили звание «Пилот-паритель».
В 1924 году на Вторых ВПИ Юнгмейстер на планере «Москвич» Н.Д.Лучинского получил главные призы по продолжительности (5ч 15мин 32сек) и высоте (312 м) полета.
В январе 1925 г. начала работать Московская планерная школа. Она была организована на общественных началах. К.К.Арцеулов, Л.А.Юнгмейстер, Д.А.Кошиц и В.А.Степанченок разработали программу учебных полетов на планерах и подробную методику обучения полетам, устав планерной школы и программы теоретических занятий.
28 августа 1925 года занял первое место на Шестых Ренских планерных состязаниях в Германии, продержавшись на одноместном планере «Закавказец» 1 час 45 минут 16 секунд.
11 октября 1925 года на Третьих ВПИ двухместный планер «Нижегородец» под управлением летчика Л.А.Юнгмейстера превысил два мировых рекорда, показав дальность 10 километров и высоту полета 338 метров.
В октябре 1925 года Леонид получил тяжелые травмы при аварии планера, упав с высоты 140 метров. На выздоровление ушел целый год. Воспользовавшись этим, его уволили из НИИ ВВС «по состоянию здоровья» .
С 1927 г. работал летчиком-сдатчиком на Киевском заводе № 43. Испытал планер «Гриф» (1929). При 16-ти вынужденных посадках по различным техническим причинам не имел ни одной аварии, сохранив все испытуемые самолеты.
С лета 1932 г. работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 22 в Филях. Испытывал ТБ-1, КР-6 2М17 (1934), ТБ-3 и их модификации. В 1937-1938 гг. принимал участие в сдаточных испытаниях дальнего бомбардировщика ДБ-А. С 1940 года занимался всеми сдаточными испытаниями пикирующего бомбардировщика Пе-2.
В 1941 г. завод № 22 эвакуировали в Казань. С 1941 г. по 1944 г. проводил серийные сдаточные испытания в воздухе всех модификаций самолета Пе-2 и первых советских реактивных двигателей.
В 1950 г. награжден нагрудным знаком Гражданского Воздушного флота «За налет 1 000 000 км».
В 1953 году ушел на пенсию и поселился с семьей в Крыму.
16 декабря 1963 г. на Всесоюзной конференции в  Москве, посвященной 40-летию советского планеризма, был награжден Грамотой ЦК ДОСААФ за работу по развитию планерного спорта в СССР. Здесь он встретился с С.П.Королевым, у которого был летчиком-инструктором в Московской планерной школе.
Умер 8 августа 1972 г. в Крыму и похоронен в Джемете под Ялтой.
Награжден орденом Ленина (30.04.1944).

Источники информации:

  • «Братство военлетов (Летчики Юнгмейстеры)» / Иванов В.П., Король В.В., Юнгмейстер Д.А., — СПб.: Политехника, 2009 /
  • «На земле и в небе» / М.М.Громов, Жуковский. «Печатный двор», 1999 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *