1930-1999
Лётчик-испытатель 1-го класса (1964), полковник (1969).
Родился 28 января 1930 года в посёлке Таловая ныне Воронежской области. В 1947 окончил Воронежскую спецшколу ВВС (г.Липецк).
В армии с августа 1947. В 1951 окончил Армавирское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (73-я Воздушная армия, Узбекистан).
С сентября 1957 по август 1972 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1 Управление). Провёл госиспытания Су-9 (1959-1960), испытания МиГ-21У на штопор (1962-1963), ряд других испытательных работ на истребителях (всего ок.50 типов). Первым в НИИ ВВС взлетел на МиГ-25П.
В испытательном полете на Су-9 на высоте 12 км из-за помпажа остановился двигатель. Запустить его повторно не удалось. Самолет обесточился. В результате тряски самолета, возникшей при помпаже, отсосало фонарь и заклинило его в каком-то промежуточном положении. Пропала связь с руководителем полетов. Удаление от точки посадки где-то в пределах 70 км. Для того, чтобы выйти на аэродром посадки, необходимо было совершить разворот на 90 градусов, что привело бы к значительной потере высоты. В таких случаях летчики обычно катапультируются. Но Плюшкин принял дерзкое решение – посадить машину на соляной наст озера Баскунчак. Когда шасси коснулись поверхности озера, брызги рапы веером пошли от самолета. К счастью, на месте приземления не оказалось ни одной сколько-нибудь глубокой ямки. Механики, прибывшие на озеро, не могли поверить своим глазам, что истребитель цел и невредим. После осмотра и заправки самолета Плюшкин благополучно поднял его в воздух и через несколько минут приземлился на летном поле аэродрома. Рапа сильно повредила фюзеляж. Как ни мыли его потом с мылом, остановить коррозию не удалось. Через некоторое время машину пришлось списать.
Во время разбега МиГ-21 один 3-тонный пороховой ускоритель сработал, а второй взорвался. Самолет начало мотать по бетонке. Каким-то чудом Плюшкин справился с ситуацией и остановил уже охваченный со всех сторон огнем самолет. Он открыл фонарь, ценой невероятных усилий оборвал коммуникации жизнеобеспечения, спустился на крыло самолета и с разбега перелетел через бушующее на земле пламя. Горело вытекающее из бака топливо.
В мае 1968 года весьма эффектно продемонстрировал новую ракету Х-66 членам правительства — с первого захода попал ракетой в кабину списанного радиолокатора.
С августа 1972 – в запасе.
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Умер 11 ноября 1999 года. Похоронен на кладбище №1 в Ахтубинске.
Награждён орденом Красного Знамени (30.11.1960), медалями.
Источники информации:
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- За облаками — небо / Н.Мироненко, Волга (Астрахань), 13.10.2000. №154 /
- «Взлетная полоса длиною в жизнь» / В.Н.Кондауров, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2000 /
- «Воспоминания военного летчика-испытателя» / С.А.Микоян, Москва, «Техника молодежи», 2002 /