Васильченко Александр Григорьевич

1911-1960

А.Г.Васильченко

А.Г.Васильченко

Герой Советского Союза (1.05.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1960), полковник (1956).
Родился 21 (8 — ст.ст.) марта 1911 (по другим данным -25(12).12.1911) в селе Старая Безгинка ныне Новооскольского района Белгородской области. В 1931 окончил индустриальный техникум в городе Бар ныне Винницкой области (Украина), в 1932 — рабфак, в 1933 — 1 курс Киевского химико-технологического института.
В армии с августа 1933. В августе-декабре 1933 учился в Сталинградской ВАШЛ, в 1936 окончил Харьковскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Белорусский ВО).
Участник советско-финляндской войны: в феврале-марте 1940 — командир звена 39-го скоростного бомбардировочного авиационного полка; совершил 24 боевых вылета на СБ.
В 1941-1943 — командир отряда 1-й перегоночной авиаэскадрильи ВВС Красной армии; перегонял на фронт бомбардировщики Пе-2 с авиазаводов №22 (г.Казань) и №39 (г.Иркутск).
С мая 1943 — лётчик-испытатель Казанского авиазавода (с 1947 — старший лётчик-испытатель завода). Поднял в небо и провёл испытания головного Ту-16 (26.10.1953) завода. Провёл испытания Пе-2РУ (1943-1945), Пе-2И (1944). Испытывал серийные Пе-2 (1943-1948), Ту-4 (1947-1953), Ту-16 (1953-1960), Ту-110 (1958), Ту-104 (1958-1960) и их модификации.
12 мая 1945 г. во время испытательного полета Пе-2РУ, при включении на высоте 7000 метров реактивного двигателя произошел взрыв, разрушивший двигатель и повредивший хвостовое оперение самолета. Ведущий инженер — С.П.Королев получил ожоги. А.Г.Васильченко удалось благополучно посадить самолет.
В испытательном полете 5 июня 1945 г. произошла катастрофа — при заходе на посадку на одном моторе (второй горел и был выключен) летчик Васильченко зацепился за деревенский дом и врезался в другой. Погиб ведущий инженер самолета Л.А.Дьяконов и трое жителей (в том числе двое детей), а сам Васильченко был тяжело ранен и чудом остался жив. Косвенной причиной катастрофы явилась халатность руководства летно-испытательной станции завода №22, выпустившего опытный самолет в полет одновременно с плановым облетом серийных машин. Одна из этих «пешек» помешала тянувшему на посадку Васильченко, ему пришлось делать «змейку» и потерять драгоценные секунды и метры высоты.
Летом 1947 года на испытаниях в Летно-испытательном институте города Жуковского загорелся в воздухе третий казанский серийный Ту-4. Самоотверженность пилота А.Г.Васильченко и бортинженера И.И.Филизона позволила спасти экипаж и машину. Причину пожара удалось установить.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, полковнику Васильченко Александру Григорьевичу 1 мая 1957 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» N 11139.
Общий налет — 4167 часов или около 3,5 млн. км.
Жил в Казани. Трагически погиб (угорел в гараже) 8 ноября 1960. Похоронен в Казани, на Арском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (20.09.1947, 1.05.1957), орденами Красного Знамени (3.11.1953), Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944), 4 орденами Красной Звезды (19.05.1940, 7.08.1943, 31.07.1948, 20.06.1949), медалями.
Его именем названы улицы в Казани и Новом Осколе. Бюст установлен в родном селе.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Казань авиационная / Р.Г.Вениаминов /
  • «Завод стратегического назначения» / — Казань, издательство «Вертолет», 2002 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *