Цепилов Михаил Васильевич

1908-19??

М.В.Цепилов

М.В.Цепилов

Летчик-испытатель 1 класса, полковник.
Родился 22 декабря 1908 года в деревне Кудрино Волокославинской волости (ныне Вологодской области). Окончил волокославинскую школу.
В 1923 году поступил в Череповецкий педагогический техникум повышенного типа (бывший Череповецкий институт народного образования — ЧИНО).
С 1927 года — курсант аэроклуба в Череповце.
В 1928-1929 работал в Школе молодежи, г.Череповец.
С 11 июня 1929 года — в армии. В 1930 году окончил Ленинградскую Военно-теоретическую школу летчиков.
В 1931 году окончил Борисоглебскую школу летчиков.
В 1932 году окончил ВМАУ им.Сталина (г.Ейск).
С 1932 г. служил в строевых частях Черноморского флота. Летчик, летчик-инспектор по теории полета и технике пилотирования 9 авиабригады (г.Севастополь).
С 1938 г. летчик-испытатель авиационного завода №31 в Таганроге. Провел испытания головных серийных Су-2 с мотором М-88, КОР-1 с мотором М-25, Че-2 с моторами М-63. Участвовал в испытаниях гидросамолетов МБР-2, МБР-7, МДР-5 (1939-40).
4 ноября 1940 г. потерпел аварию на КОР-1 №203107 во время сдаточных испытаний. Машина скапотировала при посадке, экипаж в составе летчика М.В.Цепилова и наблюдателя А.Н.Безуглого при этом не пострадал. Так как глубина на месте происшествия была небольшой, полузатонувший КОР-1 подняли уже на следующий день. Причиной аварии стало разрушение центрального поплавка на пробеге вследствие его недостаточной прочности.
С 1941 года — летчик-испытатель завода №31, г.Тбилиси.
Участник Великой Отечественной войны. Служил в авиации Черноморского флота.
В 1943 году был летчиком-испытателем завода №30, г.Москва.
С 1943 по 1946 г. — летчик-испытатель авиационного завода №86 в Таганроге. Проводил облет отремонтированных истребителей Як-9 и штурмовиков Ил-2.
С 1946 года — летчик испытатель завода №49 МАП (ОКБ Г.М.Бериева), г.Таганрог.
Участвовал в испытаниях ЛЛ-143 (1946).
Поднял в небо и провел испытания Бе-8 (03.12.1947 — с воды, 11.02.1948 — с суши), Бе-6 (02.07.1948), Бе-6ТР (1950), Бе-6М (1951).
В 1948 году в полете Бе-6 для отработки системы управления на высоте 5000 м возник флаттер оперения. Самолет затрясся, перестал слушаться рулей направления, стали разрушаться трубы обогревателей, аккумуляторную батарею вырвало из гнезд крепления, связь с землей и по СПУ прекратилась. Цепилову удалось посадить гидросамолет с поврежденными рулями направления на воду. Как удалось выяснить, причиной флаттера стал триммер левого руля направления, у которого в полете срезался болт тяги. Позднее триммеры заменили пружинными сервокомпенсаторами оригинальной конструкции.
С 31 августа 1955 — в запасе.
Жил в г.Таганрог.
Награжден орденом Ленина (05.11.1954), орденом Красного Знамени (15.11.1950), орденом Красной Звезды (06.11.1947), орденом Отечественной войны I степени (29.04.1944), медалями.

Источники информации:

  • Испытатель летающих лодок / А.Кузьмин, Новая жизнь 17.08.2012 /
  • Неизвестный Бериев. Гений морской авиации / А.Заблотский, А.Сальников, М., Яуза, ЭКСМО, 2009 /
  • Воспоминания летчика-испытателя I класса Михаила Цепилова / ОАК /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *