Ашитков Григорий Алексеевич

1908-1977

Лётчик-испытатель, подполковник (1943).
Родился 25 (12 — ст.ст.) февраля 1908 года в селе Еропкино ныне Свердловского района Орловской области. В 1923-1924 работал ремонтным железнодорожным рабочим на станции Еропкино, в 1924-1929 – забойщиком на шахте в Донбассе.
В армии с мая 1930. В 1931 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1933 – Борисоглебскую ВАШЛ.
С февраля 1933 по ноябрь 1937 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВСС (легкобомбардировочная АЭ).
С ноября 1937 по июнь 1941 – лётчик-испытатель Научно-испытательного полигона авиационного вооружения (г.Ногинск).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – командир авиаэскадрильи 410-го бомбардировочного авиационного полка (Западный фронт). Совершил 15 боевых вылетов на Пе-2.
С августа 1941 по ноябрь 1945 – вновь на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (3-й отдел, с августа 1944 – 4-й отдел). Провёл госиспытания Не-111Н-6 (1943), B-25D (1944), участвовал в облёте A-20G и Пе-2И.
С 14 октября 1944 года находился в командировке в 4-м гвардейским авиационном корпусе дальнего действия, штаб которого располагался в городе Умань (Черкасская область, Украина). В составе бригады ГК НИИ ВВС проводил обучение лётного состава полётам на американских бомбардировщиках B-25J (оборудованных автопилотом и прицелом «Норден»).
3 декабря 1944 года при перегонке трофейного бомбардировщика Do-217 совершил вынужденную посадку.
В районе Винницы была плохая погода (облачность 10 баллов, высота облачности – 20-50 метров, видимость – 600 м), самолёт снизился до бреющего полёта и пытался найти аэродром. По свидетельству Ашиткова в это время у него отказал указатель скорости и авиагоризонт, пилотирование осуществлялось по курсоуказателю «Пионер». В сложившихся условиях было принято решение о посадке в поле с выпущенными шасси.
При заходе на посадку внезапно упала тяга моторов, самолёт зацепился за деревья опушки леса, ударился левым крылом о землю и разбился в 12 километрах южнее города Калиновка. Г.А.Ашитков получил перелом обеих ног и ранение головы, ведущий инженер М.В.Шихалеев – перелом обеих ног и ранение груди, ведущий инженер К.И.Романов и штурман-испытатель Н.М.Филиппов погибли.
С ноября 1945 – в отставке.
Жил на станции Чкаловская (ныне – в черте города Щёлково) Московской области. Умер 7 июля 1977 года.
Награждён орденом Красного Знамени (25.03.1944), 2 орденами Красной Звезды ( 27.05.1939; 06.11.1945), медалями.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • ОБД «Память народа 1941-1945 гг.»
  • Немецкий след в истории отечественной авиации / Д.А.Соболев, Д.Б.Хазанов, М.: Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2000 /
  • Воспоминания летчика-испытателя Е.Ф.Милютичева / Самолеты мира 03-04 1997 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *