Пелевин Юрий Михайлович

род.1938

Ю.М.Пелевин

Ю.М.Пелевин

Летчик-испытатель 1-го класса (31.01.1975), старший лейтенант.
Родился 28 марта 1938 года в д.Бобарино Владимировской области.
В 1958 году после окончания Владимирского областного аэроклуба поступил в Центральную планерно-вертолетную школу (ЦПВШ) ДОСААФ в Калуге. По окончании работал командиром экипажа вертолета Ми-1 в Тюменской авиагруппе. Обслуживал в г.Урай экспедицию С.Урусова, тушил лесные пожары. Был командиром вертолета Ми-4, командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи.
В 1966 году окончил ШЛИ МАП (г.Жуковский). Окончил Киевский институт инженеров ГА (заочно).
С 1966 — летчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в воздух и провел испытания Ми-24Б ОП-3 (27.10.1970), Ми-12 ОП-2 (второй пилот; 4.06.1973). Участвовал в испытаниях Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-12, Ми-14, Ми-24 и их модификаций.
Демонстрировал Ми-6П (1967), Ми-8ПС (1971) на авиасалоне в Ле-Бурже, Ми-10 в Тушино (1967), Ми-8Т на авиасалоне в Ганновере (1976), Ми-8П в Швеции, Норвегии и Дании (1969), Ми-8 в Индии (1970).
4 июля 1968 года Ю.М.Пелевин в составе экипажа опытной машины Ми-14 ОП-2 перегонял ее для проведения совместных государственных испытаний в Крым на аэродром Кировское (Феодосия). В районе города Калуги из-за серьезных неполадок в топливной системе летчикам пришлось совершить вынужденную посадку «по-самолетному», на вспаханное колхозное поле. Во время приземления передние колеса увязли в грунте, и машина опрокинулась на бок. Из экипажа никто не пострадал, но вертолет восстановлению не подлежал.
С 1978 года — на пенсии.
С 1980 (?) — командир вертолета Ми-6 в 305-й авиационном отряде в Мячково, затем — пилот-инспектор Управления гражданской авиации Центра и Арктики (УГАЦ и А).
4 ноября 1989 года в полете в качестве проверяющего командира вертолета Ми-6 В.Соколова при заходе на посадку на аэродром г.Тарко-Сале в машине возникла возрастающая вибрация одного двигателя. Юрий Пелевин дал команду бортмеханику выключить неисправный двигатель. Но бортмеханик по ошибке выключил оба двигателя.
Юрий Михайлович взял управление на себя, успел отвернуть от находящихся под вертолетом городских кварталов и посадил вертолет на самовращении в болотистую местность. При приземлении одно колесо шасси попало на воду, а другое на твердую поверхность. Вертолет опрокинулся на борт и полностью сгорел. В экипаже только радист получил незначительные повреждения.
За время летной работы освоил вертолеты Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-12, Ми-14, Ми-24 и их модификаций, а также Ка-15, 8 иностранных вертолетов, самолеты Як-18 и Ли-2. Общий налет — более 10 000 часов.

Источники информации:

  • Небо зовёт… / В.Доброхотов, Люберецкая панорама №50 2010, №2 2011 /
  • «ШЛИ со временем» (Жуковский, 1999)

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *