Касимов Николай Мусаевич

1943-1993

Н.М.Касимов

Н.М.Касимов

Летчик-испытатель 2 класса, пилот ГА 1 класса, мастер вертолетного спорта СССР (1969).
Родился 13 декабря 1943 года в деревне Медвежьи Озера Щелковского района Московской области в рабочей семье. Мать – учительница математики, отец – водитель. В 1960 году окончил среднюю школу. Работал на Щелковском заводе слесарем, и одновременно учился в Первом Московском Аэроклубе.
В 1962 поступил и в 1965 окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу (ЦОЛТШ, г.Калуга). По окончании был направлен летчиком-инструктором на вертолетах в Вязниковский учебный авиационный центр ДОСААФ (г.Вязники Владимирской области). С 1967 года — летчик-инструктор в Первом Московском Аэроклубе.
В 1969 году перевелся в Полярную авиацию и был направлен в поселок Мыс Шмидта Магаданской области.
В 1969 году поступил в Кременчугское летное училище. В 1970 году с отличием закончил курс обучения по специальности пилот вертолета Ми-4.
Продолжил работу на Шмидтовском авиапредприятии. В 1974 году был назначен командиром экипажа вертолета Ми-4, а в 1978 году — командиром экипажа вертолета Ми-8. Работал с геологами, производил аэрофотосъемку. Выполнил поиск пропавшей экспедиции геологов. Во время розыскной работы началась сильная пурга, но Касимов спас группу геологов, которые уже несколько дней были затеряны в снежной пустыне. При возвращении вертолет обледенел и была совершена аварийная посадка. Через трое суток экипаж и геологи вышли к реке, где и были обнаружены. Все были живы, но получили большую степень обморожения.
Касимов спас и зверобоев из Чукотского поселка Ванкарем трое суток дрейфовавших на льдине.
С 1979 года работал в Ермолинском Летно-Испытательном Исследовательском Предприятии (ЛИИП) НПО «Взлет». В 1981 году окончил ШЛИ МАП (экстерном), ему была присвоена квалификация летчика-испытателя.
В конце апреля 1993 года экипаж в составе командира Касимова Николая Мусаевича – летчика-испытателя, второго пилота Шестакова Виталия — летчика-испытателя, штурмана Савельева Александра Валерьевича, радиста Федорова Евгения Александровича, бортмеханика Царева Владимира Александровича, на вертолете Ми-6 вылетел по заданию Ермолинского ЛИИП в город Теберда Карачаево-Черкесского края. Миссией экипажа была доставка гуманитарной помощи в осажденный абхазский город Ткварчели. Эта воздушная дорога через горный перевал, по которой курсировал Ми-6 , жители Абхазии называли «дорогой жизни». В течении месяца экипаж делал по 3-4 рейса в день в Ткварчели. Его жителям экипаж доставил десятки тонн продовольствия. медикаменты, а из Ткварчели вывозил обессиленных от голода людей. За один только рейс экипаж Касимова взял на борт Ми-6 252 человека и доставил их на безопасную территорию. По словам очевидцев, вертолет был до отказа переполнен людьми, а дети сидели даже в кабине пилотов. Жители Ткварчели рассказывали, что Касимов и его товарищи покупали на свои деньги продукты и хлеб и раздавали их жителям Ткварчели.
На их счету более 1000 спасенных людей.
17 мая 1993 года в Теберду прибыл второй вертолет — Ми-8. В последнем полете Ми-6, командир экипажа Ми-8 Л.М.Чупров заменил второго пилота Ми-6 Виталия Шестакова.
24 мая 1993 года Ми-6 вылетел с очередным гуманитарным рейсом в Ткварчели. На борту было 4 тонны муки и медикаменты. Над перевалом у села Сакен Ми-6 был сбит ракетой земля-воздух, попавшей в двигатель. Командир экипажа Касимов ранее уже дважды сажал вертолет с отказавшим двигателем. Но нагруженный вертолет был сбит на высоте 3500 метров. Со слов Начальника отдела расследований авиакатастроф РФ Леонида Каширского черный ящик записал слаженные и отточенные действия летчиков-испытателей, до последней секунды боровшихся за жизнь.
Вертолет Ми-6 разбился неподалеку от села Сакен, все летчики экипажа — командир Н.М.Касимов, Л.М.Чупров – второй пилот, штурман А.В.Савельев, радист Е.А.Федоров, бортмеханик В.А.Царев, погибли.
26 мая 1993 года руководству Ермолинского ЛИИП по каналам авиационной диспетчерской связи сообщили, что вертолет Ми-6 был сбит грузинскими боевиками (сванами). Все члены экипажа погибли. В Гудауту немедленно вылетел самолет с представителями ЕЛИИП.
Грузия не соглашалась выдавать тела членов экипажа вертолета. Сначала грузины потребовали за тела деньги в размере 500 тыс. рублей за каждого погибшего летчика. Однако данный факт вандализма получил настолько широкий резонанс – и не только в Абхазии, но и за ее пределами, – что, в конце концов, ей пришлось выполнить это требование. В Гудауте по поводу этой фашистской акции 2 июня 1993 г. состоялся митинг протеста общественности Абхазии. Большую помочь в возвращении тел погибших летчиков оказал главнокомандующий воздушно-десантными войсками на территории Абхазии генерал-лейтенант Чандаров. Грузинская сторона отказалась допустить к месту падения вертолета комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы, из за боязни получения комиссией доказательств их преступления.
31 мая 1993 года спасатели аэромобильного отряда российского государственного комитета по чрезвычайным ситуациям и сотрудники из Сочинского спасательного центра вылетели к месту падения вертолета Ми-6.
3 июня 1993 года в Гудауте состоялся траурный митинг, посвященный памяти пяти членов экипажа российского вертолета Ми-6.
Н.М.Касимов похоронен на кладбище деревни Медвежьи Озера Щелковского района Московской области.
Награжден (посмертно) орденом «За личное мужество» (07.09.1993), орденом «Леона» (Абхазия).

Источники информации:

  • Письма А.Н.Касимовой
  • «ШЛИ со временем» / Жуковский, 1999 /
  • В майском небе над Сакеном. Рассказ о прерванном гуманитарном рейсе вертолета МИ-6 / Г.Алтунян, Республика Абхазия, 20.05.2006 /

4 комментария

  1. Анна Касимова:

    Место крушения вертолета Ми-6 24 мая 1993 г.
    mi6_crash

  2. Анна Касимова:

    В августе 2015 года в Ермолино открыт памятник членам экипажей Лётно-испытательной базы НПО «Взлёт», погибшим при выполнении служебных заданий.
    eliip_memo

  3. Леонид:

    Удивительно мощный и спокойный был человек. Рядом с ним ощущалась сила. Горжусь тем, что был с ним знаком.

  4. Александр:

    В 1993 году я был командиром Ми-14ПС в Прибалтике, но видимо из-за разных ведомств нам не довели эту катастрофу. Вечная память людям, которые квалифицированно и самоотверженно выполняли свой долг. К сожалению только сейчас узнал историю коллеги и однофамильца.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *