Сапожников Константин Иосифович

1919-1994

К.И.Сапожников

К.И.Сапожников

Летчик-испытатель 3 класса, старший лейтенант.
Родился 5 августа 1919 года в городе Чебоксары Чувашской АССР. После окончания средней школы поступил в Московский химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева, попутно увлекается полетами на планерах в Таганском аэроклубе Осоавиахима СССР. После двухлетнего обучения в аэроклубе назначен его инструктором по планерному спорту. Он оставляет институт.
С 1940 года — в армии. В 1942 году оканчивает Черниговскую военную авиационную школу пилотов, направляется летчиком–инструктором в Одесскую военную авиационную школу пилотов (эвакуированную в Казахстан). Подготовил более тысячи летчиков–истребителей.
Участник Великой отечественной войны. В канун 1945 года направлен на фронт. На самолетах Як–7 и Як–9 сопровождает бомбардировщики и штурмовики на выполнение боевых заданий. Осуществил более 100 боевых вылетов и провел более 45 воздушных боев.
В конце марта 1945 года при сопровождении штурмовиков на подступах к Берлину завязался жестокий воздушный бой между истребителем Як–9 Сапожникова и семью истребителями «Мессершмитт». В этом бою он уничтожил два истребителя противника, но был сбит и выбросился с парашютом. После госпиталя возвратился в свой авиационный истребительный полк.
С 1946 года — в запасе.
Работает летчиком–инструктором в Казанском аэроклубе. В 1951 году окончил самолетостроительный факультет Казанский авиационный институт.
С 1951 года — ведущий инженер по летным испытаниям Летно–исследовательского института МАП. Участвует в испытаниях Ла-15, Ми-1У
С июня 1955 года по декабрь 1958 работает летчиком–испытателем на Оренбургском авиационном заводе, проводя летные испытания Ми–1 и его модификаций Ми-1НХ, Ми-1ТУ, Ми-1КР по программе головных серийных испытаний. Налет на вертолетах составил 793 часа.
С середины января 1959 года — летчик–испытатель Ростовского вертолетного завода. Проводил летные испытания серийных Ми–1 и Ми–6.
В полете второго серийного вертолета Ми-6 на удалении 10 км от аэродрома «обрезало» оба двигателя. Произошло это на высоте примерно 250–300 м. Вертолет стремительно терял высоту, увеличился тангаж и началась быстрая потеря скорости. Штурман В.И.Бондарев закричал: «Командир, скорость!», но события происходили с такой быстротой, что Константин Иосифович еще до сигнала инстинктивно увеличил скорость, чтобы вертолет не падал камнем, а каким–то образом савторотировал. За какие–то 25–30 секунд вертолет приземлился по-самолетному и остановился в 50–60–ти метрах от оврага. К всеобщей радости вертолет не пострадал. Начался интенсивный поиск причин произошедшего. Из ОКБ МВЗ сразу же прибыла комиссия во главе с Михаилом Леонтьевичем Милем. В ее составе был один из ведущих летчиков–испытателей ОКБ МВЗ – Г.В.Алферов. На месте посадки вертолета проводили неоднократную проверку работы двигателей на земле и на режиме висения. Как ни странно, все действовало нормально. Эти обстоятельства, естественно, наталкивали москвичей на мысль о степени квалификации командира экипажа К.И.Сапожникова. Михаил Леонтьевич, при всей его корректности и интеллигентности, после долгих расспросов о поведении вертолета язвительно скаламбурил: «Похоже, Вам, товарищ Сапожников, нужно не летать, а сапоги тачать.» Весь экипаж получил строгий выговор.
Командир же пытался убедительно доказывать, что при создавшейся ситуации экипаж действовал грамотно, а причина не в работе двигателей, а в чем то другом. По настоянию директора завода произвели полную разборку топливной системы вертолета. Бригада технических специалистов во главе с Е.Семеновым при тщательной разборке и исследовании системы обнаружили внутри плавающий деревянный чоп, который при определенном режиме работы двигателей и разных углах тангажа перекрывал на какое-то время подачу топлива в двигатели. После окончательного определения причины отказа двигателей все облегченно вздохнули. Директор завода Д.М.Чумаченко отменил свой прежний приказ и объявил всему экипажу благодарность с выплатой денежной премии. А М.Л.Миль прислал личное извинение Сапожникову.
Общий налет 2834 часа, из них 1138 часов — испытательный. 3 августа 1967 года по состоянию здоровья оставил летную деятельность.
Умер 18 октября 1994 года.
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, медалями.

Источники информации:

  • «Испытатели винтокрылых машин» / А.К.Ермашев, Ростов-на-Дону, 2005 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *