SAC
Translate on
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

J-8II (F-8II) «Finback-B»
многоцелевой истребитель

    Создание и совершенствование самолета J-8II является, пожалуй, наиболее крупной и успешной программой Китая в области боевых самолетов. Первоначально разработанный как истребитель-перехватчик, предназначенный для решения задач ПВО страны, самолет J-8II (F-8II) постепенно трансформировался в многоцелевой истребитель по ряду параметров приближающийся к российским и американским модернизированным истребителям четвертого поколения. В то же время аэродинамика, конструкция планера и ряд бортовых систем этой машины соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам второго и третьего поколений. В целом J-8IIM достаточно полно характеризует современный уровень самолетостроения КНР, сочетающий советскую технологию 1960-х с «привитыми» к ней элементами современной западной и российской авионики и авиационного вооружения.J-8II
   J-8II - глубокая модернизация истребителя-перехватчика J-8, особенности компоновки которого не позволяли установить в носовой части фюзеляжа более мощную БРЛС с крупногабаритной антенной. После создания в Китае авиационной радиолокационной станции нового поколения, по своим возможностям и габаритам близкой советской БРЛС «Орел», возникла необходимость в коренной перекомпоновке носовой части истребителя.
   Формирование облика нового самолета началось в апреле 1981 года, а в 1982 году в НИИ авиационной техники в Шеньяне под руководством главного конструктора Гу Сонгфена приступили к рабочему проектированию истребителя J-8II, имеющего, в отличие от J-8, боковые воздухозаборники и усовершенствованный ТРДФ WP13A с увеличенной тягой. Изменениям подверглось 70% конструкции исходного самолета J-8. Первый полет новой машины состоялся 12 июня 1984 года, ее пилотировал летчик Кю Хуерен. К концу 1993 г. на заводе в Шеньяне было выпущено 24 самолета J-8II. Для ВМС КНР разрабатывается вариант истребителя J-8II, оснащенный топливоприемником системы дозаправки в воздухе.J-8II
   Однако технический уровень самолета J-8II, в целом соответствующий уровню советского истребителя Су-15 начала 1960-х годов, уже не устраивал ВВС Китая. Чтобы сократить технологический разрыв с ведущими авиационными державами (главным образом, в области бортового радиоэлектронного оборудования), правительство КНР в августе 1987 года заключило договор с США о создании усовершенствованного варианта самолета J-8II с американским БРЭО. Предполагалась установка РЛС Вестингауз AGP-66 (используемой на F-16A) в сочетании с новой системой управления огнем, ИНС Литтон LN-39 и т.д. В марте 1989 года на авиабазу ВВС США Эдварде прибыло два истребителя J-8II, на которых начались работы по установке американского БРЭО. В общей сложности, при технической помощи США планировалось доработать 50 самолетов. В 1990 г. планировалось начать в США летные испытания первого самолета, получившего название «Пис Перл», а к 1995 г. завершить работы по переоборудованию всех 50 истребителей. Однако летом 1989 года, после разгона китайскими властями студенческой демонстрации в Пекине, реализация программы была остановлена американской стороной по политическим причинам (все военно-технические американо-китайские контакты были полностью свернуты в 1990 году). Но попытка США «наказать» Китай за «нарушение прав человека» не удалась. Правительство КНР стало прорабатывать варианты с израильскими фирмами, а затем переориентировалось на техническое сотрудничество в модернизации истребителя J-8II на Россию, восстановившую к тому времени дружественные отношения с восточным соседом.J-8IIM
    После закрытия программы разработки израильского истребителя IAI «Лави» появились сообщения о работах по адаптации РЛС ELTA EI/M-2034, созданной для этого самолета, к истребителю J-8II. Кроме того, модернизированный вариант самолета J-8-II намечалось оснастить ИЛС, двумя монохромными экранными индикаторами на ЭЛТ и автоматической системой посадки, также разработанными в Израиле.
   В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 года совершил первый полет истребитель J-8IIM, ставший первым китайским современным многоцелевым боевым самолетом. Его основными задачами являются всепогодный перехват воздушных целей, ведение борьбы за завоевание господства в воздухе, эскортирование ударных самолетов, воздушное патрулирование, атака наземных и надводных целей.
   Основным отличием новой машины от самолета J-8II стала многофункциональная импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Жук-8II», разработанная российским объединением «Фазотрон» и относящаяся к станциям семейства «Жук», предназначенным для установки на модернизированных самолетах МиГ-29, Су-27, а также корабельном истребителе Як-41М. По своим возможностям станция «Жук-8II» несколько уступает БРЛС «Жук-27», которую предполагается, в частности, устанавливать на модернизированных самолетах Су-27 китайских ВВС. При этом обе станции имеют значительную техническую общность, что должно облегчить и удешевить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.J-8IIM
   Значительно расширено вооружение нового истребителя, в состав которого вошли современные УР класса «воздух-воздух» средней и малой дальности, противокорабельные управляемые ракеты, обеспечивающие поражение морских целей вплоть до кораблей класса «эскадренный миноносец», свободнопадающие бомбы и НАР. Помимо ракет советского производства Р-27Р (НПО «Вымпел»), для использования на самолете J-8IIM в Китае при технической помощи итальянской фирмы Аления создана УР с радиолокационным полуактивным самонаведением LY-60(N), в которой использованы элементы УР Аления «Аспид» (ими вооружены самолеты F-104S, «Торнадо» и EF2000 ВВС Италии). В свою очередь, ракета «Аспид» разработана на базе американской УР AIM-7E «Спэрроу». Ведутся работы по созданию варианта ракеты LY-60 с активным радиолокационным самонаведением. Следует отметить, что работы по созданию УР средней дальности с радиолокационным наведением начались в Китае практически одновременно с разработкой перехватчика J-8, однако боеспособный образец подобной ракеты появился в Китае лишь во второй половине 1990-х годов.
   Для самолета J-8IIM, а также других перспективных истребителей государственной фирмой LOEC разработан нашлемный визир-целеуказатель, успешно прошедший испытания. Его использование совместно с новыми УР класса «воздух-воздух», имеющими увеличенную зону захвата ТГС, должно существенно расширить возможности самолета J-8IIM в ближнем воздушном бою.
   Маневренные и разгонные характеристики истребителя несколько увеличены за счет установки более мощных двигателей WP13B, а также маневренных предкрылков.J-8IIM
   Самолет J-8IIM предназначен как для вооруженных сил Китая, так и для экспортных поставок. Впрочем, «коммерческий» успех этой относительно тяжелой и дорогостоящей машины на внешнем рынке, при наличии таких мощных конкурентов, как МиГ-29, Су-27, F-15 или F/A-18, представляется весьма проблематичным. Единственной страной, которая реально может рассматриваться в качестве потенциального покупателя F-8IIM, является Иран, ограниченный в выборе партнеров по военно-техническому сотрудничеству из-за негативного отношения руководства США к политическому режиму, существующему в этом государстве. Перспективы закупки самолетов для ВВС и ВМС Китая, а также доработки ранее выпущенных истребителей F-81I в вариант F- 8IIM выглядят несколько более оптимистично. Самолет, оснащенный современной электроникой и вооружением, может хорошо дополнить более мощный Су-27 при решении задач ПВО страны, а также при действиях по наземным и надводным целям с использованием высокоточного оружия. Как бы то ни было, самолет J-8IIM является отличным «опытным стендом» для отработки китайской авиационной промышленностью современного радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения.

F-8IIJ-8IIJ-8II

Источники информации:

  1. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №10 1999 /
  3. J-8-II (F-8-II) ФИНБЭК-B / «Уголок неба»/
к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Китай] [Герои неба] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2016 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100