Dassault

Mirage IV
стратегический бомбардировщик

История создания

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет цельнометаллический, выполнен по схеме «бесхвостка» и имеет среднерасположенное трехлонжеронное треугольное в плане крыло - угол стреловидности по передней кромке 60°. Крыло изготовлено с применением профилей относительной толщины 3,8% в корневых частях и 3,2% в концевых частях и запилом (щелевым уступом) по передней кромке. Имеются двухсекционные элевоны. Управление этими поверхностями осуществляется с помощью необратимых гидравлических усилителей. Из-за малой строительной высоты крыла по линии навески элеронов и рулей сервомоторы размещены за его контуром (в профилированных обтекателях). Такого рода конструктивное решение (непосредственное крепление штока плунжера гидроусилителя к управляемой поверхности) является весьма удачным (с точки зрения массы самолета и его эксплуатации) и почти не увеличивает аэродинамического сопротивления самолета. На верхних и нижних поверхностях крыла, в непосредственной близости от передней кромки его околофюзеляжных частей, размещены тормозные щитки. Средства механизации и противообледенительная система крыла отсутствуют. Панели обшивки изготовлены с применением механического фрезерования, нервюры и некоторые другие элементы конструкции - с применением химического фрезерования.
    Фюзеляж состоит из двух различающихся (формой поперечного сечения) частей: носовой конусообразной (вначале круглого, а затем овального сечения) и хвостовой (почти прямоугольного сечения с закругленными углами). В передней части находится приборный отсек и кабина экипажа. Двухместная кабина экипажа оборудована британскими катапультируемыми креслами Мартин-Бейкер Мк.ВМ4 (изготовляемыми по лицензии во Франции на предприятиях «Испано-Сюиза»), расположенными тандемом. Фонари над креслом летчика и обтекатель над креслом штурмана-оператора откидываются назад-вверх. В целях улучшения наблюдения за экранами радиолокационное станции задний фонарь снабжен затемняющей шторкой.
    В центральной и хвостовой частях фюзеляжа находятся каналы подачи воздуха к двигателям, сами двигатели, топливные баки, оборудование, бомбовой отсек, ниши уборки главных стоек шасси и т.д. Эти части фюзеляжа спроектированы в соответствии с правилом площадей. Из-за большого поперечного сечения фюзеляжа и небольшого продольного сечения крыла имеющееся сужение фюзеляжа почти не заметно. Конструкция фюзеляжа - классическая, полумонококовая. В его центральной и хвостовой частях имеются силовые шпангоуты к которым крепятся лонжероны крыла. К последнему силовому шпангоуту крепятся задние лонжероны крыла и главный лонжерон киля. Киль стреловидный двухлонжеронной конструкции с отсеком для тормозного парашюта - в корневой части. Ресурс планера оценивался примерно в 7500 ч за исключением лонжеронов крыла, которые предполагалось заменить для продления срока службы самолета.
    Шасси фирмы Месье состоит из двух основных стоек с внутренними амортизаторами и четырехколесными тележками и передней двухколесной стойки. Передняя стойка убирается назад, основные стойки убираются вперед в крыло (их тележки - в фюзеляж). Давление в пневматиках основных колес 1,2 МПа (12 кгс/см2), передних колес - 0,8 МПа (8 кгс/см2). Колеса переднего и главного шасси идентичны по конструкции.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. ТРДФ SNECMA «Атар» 9К имеет девятиступенчатый компрессор со степенью повышения давления 7,2, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатую турбину. Двигатели располагаются рядом в горизонтальной плоскости в хвостовой части фюзеляжа. Реактивное сопло всережимное, регулируемое. Воздухозаборники двигателей боковые, полукруглые с щелью для отвода пограничного слоя, с острой входной кромкой, с подвижными полуконусами и впускными створками. Диаметр двигателя 1,02 м, длина 5,94 м, масса 1485 кг, расход воздуха 72 кг/с, удельный расход топлива на форсажном режиме 2,15 кг/кгс-ч, на максимальном бесфорсажном режиме 1,04 кг/ кгс-ч. Система регулирования гидромеханическая. Регуляторы частоты вращения двигателя и температуры газов в сопле объединены с регуляторами расхода топлива и положения створок реактивного сопла.
    Внутренний запас топлива размещается в кессонных баках-отсеках, расположенных в крыле между лонжеронами, в киле и в двух мягких баках в центральной части фюзеляжа между кабиной и отсеком двигателей. Один из фюзеляжных баков является главным, а второй - балансировочным. Главный бак находится за кабиной, балансировочный - в хвостовой части фюзеляжа, между соплами двигателей (под контейнером тормозного парашюта). «Мираж» IVA является одним из немногих самолетов, которые оснащены балансировочными топливными баками и соответствующей насосной системой. Балансировочный топливный бак предназначен главным образом для изменения положения центра тяжести самолета при изменении положения центра давления, т.е. для обеспечения необходимой продольной устойчивости при переходе через скорость звука. Несмотря на усложнение конструкции (дополнительная, питаемая от компрессора турбонасосная установка для перекачки топлива, топливные магистрали и автомат управления положением центра тяжести в зависимости от изменения положения центра давления и количества использованного топлива) и возросшую массу самолета, оказалось, что осуществляемая таким образом весовая балансировка самолета позволяет улучшить его характеристики, и в частности дальность полета. Посадка Mirage IVA
    Под крылом могут устанавливаться 2 подвесных топливных бака емкостью по 2500 л. Для перегоночных полетов предусмотрена возможность установки под фюзеляжем вместо бомбы дополнительно третьего подвесного топливного бака. Имеется система перекачки топлива, обеспечивающая перекрестное питание двигателей.
    Предусмотрена система заправки топливом в полете от самолета Боинг KC-135F по системе «шланг-воронка». В 1960-х годах бомбардировщики «Мираж» IV были единственными французскими самолетами, способными дозаправляться в воздухе, в дальнейшем системами дозаправки в полете были оборудованы истребители-бомбардировщики ВВС Франции «Ягуар», «Мираж» F-1С200, «Мираж» 2000 и самолеты ДРЛО E-3F.
    Под консолями крыла для обеспечения короткого взлета могут устанавливаться 12 стартовых ракетных ускорителей.
ОБЩЕСАМОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ. Система управления дублированная бустерная с электрогидравлическими приводами и автоматами загрузки. Продольное и поперечное управление осуществляются с помощью элевонов, путевое управление - с помощью руля направления. Автопилот включен только в канал управления элевонами. В канале путевого управления имеется демпфер рыскания и система предотвращения бокового сноса, связанная с указателем поперечных перегрузок.
    Гидравлическая система состоит из двух независимых систем с двумя гидронасосами производительностью по 140 л/мин. Она обеспечивает привод поверхностей управления, конусов воздухозаборников двигателей, шасси, воздушных тормозов, колесных тормозов, системы управления передней стойкой шасси, системой выпуска тормозного парашюта и т.д. Имеется аварийная подсистема со своим гидронасосом, которая в случае отказа основной системы обеспечивает выпуск и фиксацию шасси.
    Электрическая система переменного тока включает два генератора мощностью по 20 кВА. Один генератор обеспечивает питание топливных насосов и трансформаторов-выпрямителей, второй - питание навигационного и радиоэлектронного оборудования и системы вооружения. Система постоянного тока включает трансформаторы-выпрямители и аккумуляторную батарею. В случае отказа одного из генераторов от сети отключаются второстепенные потребители и обеспечивается питание шовных потребителей. На самолете «Мираж» IVP старая электропроводка (33 км проводов, 1200 соединений) была заменена новой, аналогичной электропроводке самолетов «Мираж» 2000 и «Мираж» F-1CR.
    Система кондиционирования кабины экипажа и отсеков радиоэлектронного оборудования фирмы SEMCA с отбором воздуха от двигателей.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет «Мираж» IVA оснащен доплеровской навигационно-бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС «Сирано» II и оптическим прицелом. Имеется оборудование РЭБ, автопилот SFENA и контейнер с фотокамерами OMERA. Самолет «Мираж» IVР оснащен новой навигационно-бомбардировочной системой, включающей РЛС ARCANA фирмы Tomson-CSF, предназначенную для коррекции навигационной системы и картографирования местности, инерциальную навигационную систему ULISS 54 фирмы SAGEM, цифровую мультиплексную шину данных «Дижибюс», разработанную фирмой ESD, систему посадки по приборам и радиовысотомер AHV-12, выдающий информацию о высоте до 21300 м. Помимо имеющихся на самолете «Мираж» IVA средств РЭБ предусмотрена станция предупреждения о радиолокационном облучении Tomson-CSF SERVAL, контейнер с системой РЭП Tomson-CSF TW 015 BAREM (подвешивается на внешнем пилоне под левой консолью крыла) и два контейнера Филипс BOZ-100 с дипольными отражателями и ИК ложными целями (под правой консолью крыла). Система SERVAL выдает летчику визуальный и звуковой сигналы тревоги в случае, когда самолет облучается бортовой или наземной РЛС противника. На индикаторе указывается направление на источник излучения, опознавание осуществляется путем сравнения полученного сигнала с сигналами угрозы, заложенными в памяти ЭВМ. Рабочий диапазон частот системы SERVAL составляет 2-18 ГГц.
    Разведывательный вариант оснащен контейнером СТ52 с тремя фотокамерами (OMERA 35) для съемок с малых высот, одной панорамной фотокамерой и двумя фотокамерами (OMERA 36) для съемок с больших высот. Контейнер устанавливается под фюзеляжем вместо ядерного оружия. Самолет предполагалось оборудовать также ИК датчиком «Супер Циклоп».
    Для осуществления стратегической разведки на самолете «Мираж»IVP может быть установлен контейнер с разведывательной аппаратурой, при этом ракета ASMP вместе с пилоном снимается.
ВООРУЖЕНИЕ. Самолет «Мираж» IVA вначале был вооружен свободнопадающей ядерной бомбой AN.11, затем AN.22 (60-70 кт), снабженной тормозным парашютом для безопасного сброса на малых высотах. Впервые ядерная бомба была сброшена с самолета «Мираж»IVА в июле 1966 г. над атоллом Муруроа в Тихом океане.
    Самолет «Мираж» IVP вооружен ракетой ASMP класса воздух-поверхность средней дальности с термоядерной БЧ (около 150 кт), представляющей собой аналог американской ракеты SRAM и российской Х-15 и предназначенной для поражения сильнозащищенных целей (авиабаз, командных пунктов). Особенностью самолета является отсутствие отсека вооружения: на самолете «Мираж» IVA бомба подвешивается в полуутопленном положении в углублении снизу фюзеляжа, на «Мираж»IVP ракета подвешивается на подфюзеляжном пилоне. Первые испытания ракеты ASMP были проведены в 1983 г. на модифицированном самолете «Мираж» IVА.

Описание
Конструкция Дассо-Бреге
Обозначение «Mirage» IVA
Тип Средний стратегический бомбардировщик
Первый полет 17 июня 1959
Принятие на вооружение 1964
Объем выпуска 66
Экипаж, чел 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 23,49
Высота самолета, м 5,40 (5,65)
Размах крыла, м 11,85
Площадь крыла, м2 78,0
Масса пустого самолета, кг 14500
Взлетная масса, кг максимальная 33475
нормальная 31600
Запас топлива, л во внутренних баках 14000
в подвесных баках 5000 (2х2500)
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 нормальная 405
максимальная 429
Отношение массы самолета к тяге при форсировании, кг/даН нормальная 2,30
максимальная 2,44
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРДФ SNECMA «Атар» 9К
Тяга двигателя, кгс (кН) максимальная 4700 (46,09)
форсажная 7000 (68,68)
Удельный расход топлива, кг/кгс*час на максимале 1,04
на форсаже 2,15
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) максимальная на высоте 13125 м 2340 (2,2)
крейсерская на высоте 1966 (1,7)
макс. у земли 1225
крейсерская у земли 960
посадочная 260
Практический потолок, м 20000
Время набора высоты 11000 м без подвесной нагрузки, мин 4,25
Максимальная дальность, км с подвесными баками 4000
с дозаправкой в воздухе 4500
Радиус действия при сверхзвуковом полете к цели и обратном полете со скоростью 960 км/ч на высоте 13125 м, км 1240
Длина разбега при максимальной взлётной массе, м 1700
Длина пробега при максимальной посадочной массе (с тормозным парашютом), м 700
Вооружение
Аэробаллистические ракеты 1 ASMP
Бомбовая нагрузка, кг 7260 (6400)
Пушки 2 «Дефа» 30-мм

Схема Mirage IVA

Источники информации:

  1. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  3. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
  5. Dassault "Mirage IV" / Virtual Aircraft Museum /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100