A-380 (A-3XX)
дальнемагистральный пассажирский самолет сверхбольшой вместимости
Базовая модель А380-100 рассчитана на 555 пассажиров, но, путем удлинения фюзеляжа,
вместимость может возрасти до 656 мест (вариант А3ХХ-200).
Дальность полета самолета должа составить в зависимости от нагрузки - 7650-8750 морских
миль (14168-16205 километров). Стоимость А3ХХ-100 оценивается в 216 млн.долл.
При выборе двигателей рассматривались Rolls-Royce Trent 900, Pratt & Whitney PW4500
и GP7200 от альянса General Electric/Pratt. Выбор пал на новые турбовентиляторные
двигатели фирмы CFM International тягой 311 кН.
Самолет разработан с применением новейших
технологий и стандартов по экономичности и комфортности. Самолет имеет двухуровневую
пассажирскую кабину повышенной комфортности вмещающую от 481 до 656 пассажиров.
Кабина еще не построенного самолета уже хорошо
знакома пилотам, летающим на самолетах семейств А320 и А330/А340. Все кабины самолетов «Эрбас», начиная с модели А320,
спроектированы в соответствие с концепцией перекрестной подготовки экипажей (cross-crew
qualification - CQQ). Ее разработали для «переноса»
значительной части знаний и подготовки, полученных пилотами для одного типа ВС, на
другие типы на основе общих конструктивных особенностей самолетов «Эрбас». Курс CQQ
един, он пригоден для унифицированного ряда самолетов, оснащенных системой
дистанционного управления, и позволяет осуществлять полеты экипажей на смешанном
парке ВС.
Большая вместимость А3ХХ достигнута не за счет
увеличения длины самолета, а с помощью большего диаметра фюзеляжа. Таким образом
появилась возможность разместить пассажиров не на одной палубе, как обычно, а
на двух. Общая длина и размах крыла 747-400 незначительно уступают соответствующим
размерам нового европейского авиалайнера, но последний, за счет широкого фюзеляжа, на
43% вместительнее в плане объема пассажирского салона и грузовых отсеков.
Как использовать объемы – дело авиакомпаний. Предполагается, что
эксплуатация А3ХХ продлится 3-5 десятилетий, а за столь продолжительное время
требования пассажиров к уровню комфорта и сервиса на борту ВС могут значительно
возрасти, особенно в случае многочасовых межконтинентальных полетов. Уже сейчас
авиакомпании просят конструкторов изучить возможность размещения на
широкофюзеляжных самолетах спальных мест, комнат для детей, массажных кабинетов,
магазинов «duty-free».
В салонах A3XX спаренные проходы и
два уровня, что обеспечивает на много больше свободного места чем в любом
сегодняшнем самолете. Лестницы, стилизованные под трапы пассажирских судов,
соединяют уровни между собой. Грузовой отсек может быть использован под магазины,
тренировочные комплексы и спальные комнаты.
По требованию авиакомпаний, верхнюю пассажирскую
палубу опустили вниз на 35 мм с целью увеличения высоты потолка салона. Кроме
того, они попросили увеличить длину переднего грузового отсека, в результате
чего дополнительно уместилось разместить два контейнера LD3. Заднюю грузовую дверь на
левом борту отнесли на пять шпангоутов назад для улучшения условий работы
операторов аэропортовых разгрузочно-загрузочных машин (их работе могло помешать крыло).
Широкий диалог между конструкторами А3ХХ и авиакомпаниями, который идет с активным
использованием интернет и компьютерных технологий, несомненно, повышает интерес
заказчиков к новому продукту европейских авиастроителей.
По требованиям аэропортов, A3XX вписывается в горизонтально
расположенный квадрат 80х80 м, чтобы обеспечить наилучшее использование
имеющихся сегодня взлетных полос, прохода по предназначеным для самолетом дорожек и
ангаров на аэродроме.
Аэробус также разработал новый материал - Glare (блестящий), производящийся из
стекловолокна и алюминиевых сплавов, который снизит его массу на несколько тонн.
Хотя внешние формы уже определены, над конструкцией самолета еще
предстоит много поработать. Одна из стоящих перед инженерами задач – снизить,
благодаря использованию новейших достижений в области конструкции крыла,
интенсивность концевых вихрей до требуемого уровня. Еще одна задача - путем
совершенствования крыла и силовой установки достичь снижения прямых
операционных расходы в расчете на одного пассажира на 15% по сравнению с 747-400.
Предстоит решить вопрос о путях экстренной эвакуации пассажиров с борта ВС.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | Airbus - EADS | ||
Обозначение | A380-100 | A380-200 | |
Тип | пассажирский самолет сверхбольшой вместимости | ||
Первый полет | 27 апреля 2005 | ||
Экипаж, чел | 2 | ||
Число пассажиров в конфигурации, чел | трехклассной | 555 (22F+102B+431E) | 625 (28F+120B+508E) |
одноклассной | 850 | 960 | |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Размах крыла, м | 79.80 | ||
Длина самолета, м | 73.00 | 77,4 | |
Высота самолета, м | 24.10 | ||
Площадь крыла, м2 | 780 | ||
Размер фюзеляжа, м | ширина | 6,95 | |
высота | 8,47 | ||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 690 | 750 | |
Масса, кг | пустого снаряженного самолета | 275000 | |
максимальная взлетная | 548000/560000 | 583000 | |
максимальная посадочная | 383000 | 408000 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 83000 | 95000 | |
Вместимость грузового отсека | 36 контейнера LD3 или 12 поддонов ( 96x125x64 ) + 2 LD3 | ||
Запас топлива, кг (л) | (325000) | 307000 | |
Силовая установка | |||
Число двигателей | 4 | ||
Тип двигателя | ТВлД CFM International | ||
Тяга двигателя, кгс (кН) | 4 х (302/311) | 4 х (333) | |
Летные данные | |||
Практическая дальность полета, км | 15100 | 14150 | |
Скорость, км/ч (М=) | максимальная | 998 | |
крейсерская | 960 (0,85) | ||
Потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря, м | 3350 |
A3XX-100 | A3XX-200 |
---|---|
верхняя палуба | |
нижняя палуба |
Источники информации:
- «А3ХХ: большой самолет для большой компании» / Авиапанорама 3'2000 /
- Airbus
- Airbus A3XX-100 / Flug Revue online /
- A-3XX / Уголок неба /