Alliance
сверхзвуковой пассажирский самолет

Супер-Конкорд     В 90-х гг в Европе начались работы по созданию преемника «Конкорда». Согласно рыночным прогнозам потребность в СПС нового поколения в 2007-2025 оценивается как минимум в 500 самолетов. Для снижения стоимости билетов до уровня 120 % от стоимости полета на дозвуковом лайнере необходимо вдвое увеличить вместимость и дальность сверхзвукового лайнера.
    К началу 90-х гг. фирма Aerospatiale начала работать над проектом СПС ATSF. При скорости М=1,8...2,2 и взлетной массе 220 т он рассчитывался на перевозку 200-300 пассажиров на дальность 8000-12000 км. Машина должна стать значительно экологически чище и экономичнее (расход горючего - 4,5 кг на 1 пассажира на 100 км полета против 10 л у «Конкорда»). Стоимость проекта оценивалась до 80 млрд. франков.
    Эта же фирма разрабатывала гиперзвуковой пассажирский самолет AGV со скоростью М=5 при высоте крейсерского полета свыше 25-30 км, за пределами озонного слоя. При взлетной массе 300 т с 200 пассажирами на борту этот ГПС смог бы совершать перелет из Парижа в Токио или в Лос-Анжелес за 2-3 часа. ГПС должен был иметь 4 или 6 турборакетнопрямоточных двигателей суммарной тягой 120000 кгс, работающих на жидком метане.
    Для разработки СПС европейцам необходимо вкладывать в разработку 150$ млн. ежегодно. А на 1994 объем правительственной поддержки программ был следующий

Страна (регион) США Япония Европа
Господдержка, млн.долл 200 56 15

Super Concord    Тем не менее фирмы Aerospatiale и British Aerospace, создавшие Concorde, а также DaimlerChrysler Aerospace (DASA) в апреле 1994 г. объединили свои предварительные проекты в Европейскую Сверхзвуковую Программу Исследований (European Supersonic Research Programme; ESRP). Их цель было создание СПС нового поколения к 2010 г., который мог бы перевозить 250-300 пассажиров 3-мя классами на расстояние более 10000 км с крейсерской скоростью 2,2М при расходе топлива на пассажира вдвое меньшем, чем у Concorde. Такой самолет был бы весьма эффективен на трансокеанских линиях, в первую очередь на Тихом океане. Проект получил название Alliance (Альянс).
    В качестве главной цели программы была не постройка самолета, а оценка технической и экономической возможности создания СПС-2 с изучением ключевых технологий в области аэродинамики, силовых установок, новых материалов, самолетных систем и оборудования, интеграции планера и силовой установки. 
    Как и Concorde, новый самолет проектировался по схеме «бесхвостка», что отличает его от аналогичного американского проекта HSCT. Проект «Альянс» был отложен по финансовым соображениям, но позднее он был существенно доработан и стал рассматриваться как Европейский вариант СПС-2 (ESCT).

Описание
Разработчик Англо-французско-немецкий консорциум
Обозначение Alliance (Союз)
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Число пассажиров, чел 250-300
Геометрические и массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, кг 340 000
Силовая установка
Число двигателей 4
Тяга двигателя, кгс 22000
Расход топлива, кг/pax/км 0,05
Летные данные
Дальность полета, км более 10000
Максимальная скорость, M= 2,2
Крейсерская скорость, M= 2,05

Alliance

Источники информации:

  1. CONCORDE Site
  2. Supersonic transport / Aerospatiale Matra /
  3. «Цель - 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
  4. «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100