Alliance
сверхзвуковой пассажирский самолет
В 90-х гг в Европе начались работы по созданию преемника «Конкорда». Согласно рыночным прогнозам
потребность в СПС нового поколения в 2007-2025 оценивается как минимум в 500 самолетов. Для
снижения стоимости билетов до уровня 120 % от стоимости полета на дозвуковом лайнере
необходимо вдвое увеличить вместимость и дальность сверхзвукового лайнера.
К началу 90-х гг. фирма Aerospatiale начала работать над проектом СПС ATSF. При скорости М=1,8...2,2
и взлетной массе 220 т он рассчитывался на перевозку 200-300 пассажиров на дальность 8000-12000 км.
Машина должна стать значительно экологически чище и экономичнее (расход
горючего - 4,5 кг на 1 пассажира на 100 км полета против 10 л у «Конкорда»). Стоимость проекта
оценивалась до 80 млрд. франков.
Эта же фирма разрабатывала гиперзвуковой пассажирский самолет AGV со
скоростью М=5 при высоте крейсерского полета свыше 25-30 км, за пределами озонного слоя. При
взлетной массе 300 т с 200 пассажирами на борту этот ГПС смог бы совершать перелет из Парижа в Токио
или в Лос-Анжелес за 2-3 часа. ГПС должен был иметь 4 или 6 турборакетнопрямоточных двигателей
суммарной тягой 120000 кгс, работающих на жидком метане.
Для разработки СПС европейцам необходимо вкладывать в разработку 150$ млн.
ежегодно. А на 1994 объем правительственной поддержки программ был следующий
Страна (регион) | США | Япония | Европа |
---|---|---|---|
Господдержка, млн.долл | 200 | 56 | 15 |
Тем не менее фирмы Aerospatiale и British Aerospace, создавшие Concorde, а также DaimlerChrysler Aerospace (DASA) в
апреле 1994 г. объединили свои предварительные проекты в Европейскую Сверхзвуковую Программу
Исследований (European Supersonic Research Programme; ESRP). Их цель
было создание СПС нового поколения к 2010 г., который мог бы перевозить 250-300 пассажиров 3-мя классами на
расстояние более 10000 км с крейсерской скоростью 2,2М при расходе топлива на пассажира вдвое
меньшем, чем у Concorde. Такой самолет был бы весьма эффективен на трансокеанских линиях, в первую
очередь на Тихом океане. Проект получил название Alliance (Альянс).
В качестве главной цели программы была не постройка самолета, а оценка технической и экономической возможности создания СПС-2
с изучением ключевых технологий в области аэродинамики, силовых установок, новых материалов, самолетных систем и оборудования, интеграции планера и силовой установки.
Как и Concorde, новый самолет проектировался по схеме «бесхвостка», что
отличает его от аналогичного американского проекта HSCT. Проект «Альянс»
был отложен по финансовым соображениям, но позднее он был существенно доработан и стал рассматриваться как Европейский вариант СПС-2
(ESCT).
Описание | |
---|---|
Разработчик | Англо-французско-немецкий консорциум |
Обозначение | Alliance (Союз) |
Тип | Cверхзвуковой пассажирский самолет |
Число пассажиров, чел | 250-300 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Максимальная взлетная масса, кг | 340 000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тяга двигателя, кгс | 22000 |
Расход топлива, кг/pax/км | 0,05 |
Летные данные | |
Дальность полета, км | более 10000 |
Максимальная скорость, M= | 2,2 |
Крейсерская скорость, M= | 2,05 |
Источники информации:
- CONCORDE Site
- Supersonic transport / Aerospatiale Matra /
- «Цель - 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
- «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев /