А.А.Мухин
(1896 – 1914)

А.А.Мухин    Мухин А.А. - механик московского завода «Дукс», одного из первых и крупнейшего самолетостроительного предприятия в дореволюционной России, расположившегося на Ходынском поле.
    В 1910-1914 г.г. из 655 выпущенных в России аэропланов более половины построены на петербургском заводе Первого российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ) - директор С.С.Щетинин, в авиационном отделе «Руссо-Балта» (РБВЗ) - директор М.В.Шидловский и на московском заводе «Дукс» - директор Ю.А.Меллер.
    К сожалению, до сих пор не удалось восстановить подробности биографии этого юного московского механика, вошедшего в историю российской авиапромышленности как первая жертва испытательных полетов на Ходынке и как второй погибший московский авиатор (первым стал механик Антонюк, погибший 5 (18) октября 1913 года вместе с подпоручиком К.И.Клещинским на «Ньюпоре-IV» под Калугой по пути с места вынужденной посадки в Москву).
    8 (21) мая 1914 года экипаж в составе имевшего «бешеную популярность» заводского летчика-испытателя, инструктора Московского общества воздухоплавания А.М.Габер-Влынского и механика А.А.Мухина проводил испытания нового аэроплана, выпущенного заводом – первого «Депердюссена», построенного в России.
    Как писал репортер, «Габер достиг 300 метров… Вдруг, от неизвестной причины, аппарат накренился на бок и начал падать. Очевидцы передают, что опытный летчик прилагал нечеловеческие усилия, чтобы выровнять аппарат. Это ему как будто бы удалось, и авиатор начал планирующий спуск. На высоте 20 метров налетевший порыв ветра вновь накренил аппарат, и последний камнем полетел на землю и разлетелся вдребезги от удара. Габера выбросило из гондолы и отбросило далеко в сторону. Механик Мухин остался под аппаратом и скончался…». Другое издание вторило: «С высоты 20 метров вследствие слишком крутого планирования аппарат упал. Габер-Влынский и Мухин очутились по обломками аэроплана и были извлечены в бессознательном состоянии… Мухин через полчаса умер, у Габер-Влынского сломана в бедре и голени левая нога, сотрясения мозга у него не оказалось…». Приводились и другие леденящие душу подробности: «При спуске, почти у самой земли, на высоте не более 15 метров, аэроплан вдруг со страшной силой ударился носом о землю. Аппарат придавил всей своей тяжестью механика, а летчика выбросило вон, и он упал в нескольких метах от аэроплана. Силой удара о землю 18-летний Мухин был превращен в мешок с костями. Его похороны состоялись 11 мая.»
    Рядом с заметкой поместили фотографию несчастного паренька, второго погибшего московского механика, и опять без подробностей его биографии. Неизвестно, была ли у него семья, и получила ли она от «Дукса» какую-нибудь компенсацию. Габер был «застрахован на 100 тыс. рублей, которые в случае какого-либо несчастья с ним получит жена». Сколько выплатили ему за аварию и травму, неизвестно.
    Истинные причины катастрофы точно не выяснили, версий было много. Часть их сводилась к тому, что трагедия произошла только вследствие недобросовестного исполнения заводом принятого заказа: «По мнению французского авиатора Жануара, специалисты завода «Дукс», не желая платить фирме «Депердюссен» деньги за право пользоваться ее технологией, купили французский аэроплан и, сделав соответствующие чертежи, приступили к его серийному выпуску». Кстати, фирма «Депердюссен» официально предупредила военное ведомство, что «снимает с себя всякую ответственность за производство аэропланов заводом «Дукс», так как последние не отвечают эталонным чертежам» Первую партию в десять «Депердюссенов» Меллер вынужденно пригласил облетать и сдать в казну Жануара.

Источники информации:

Помогали: