Мухин А.А. - механик московского завода «Дукс», одного из
первых и крупнейшего самолетостроительного предприятия в дореволюционной России,
расположившегося на Ходынском поле.
В 1910-1914 г.г. из 655 выпущенных в России
аэропланов более половины построены на петербургском заводе Первого российского
товарищества воздухоплавания (ПРТВ) - директор С.С.Щетинин, в авиационном
отделе «Руссо-Балта» (РБВЗ) - директор М.В.Шидловский и на московском заводе «Дукс»
- директор Ю.А.Меллер.
К сожалению, до сих пор не удалось восстановить
подробности биографии этого юного московского механика, вошедшего в историю
российской авиапромышленности как первая жертва испытательных полетов на Ходынке
и как второй погибший московский авиатор (первым стал механик Антонюк, погибший
5 (18) октября 1913 года вместе с подпоручиком К.И.Клещинским на «Ньюпоре-IV»
под Калугой по пути с места вынужденной посадки в Москву).
8 (21) мая 1914 года
экипаж в составе имевшего «бешеную популярность» заводского летчика-испытателя,
инструктора Московского общества воздухоплавания А.М.Габер-Влынского и механика
А.А.Мухина проводил испытания нового аэроплана, выпущенного заводом – первого «Депердюссена»,
построенного в России.
Как писал репортер, «Габер достиг 300 метров… Вдруг, от
неизвестной причины, аппарат накренился на бок и начал падать. Очевидцы
передают, что опытный летчик прилагал нечеловеческие усилия, чтобы выровнять
аппарат. Это ему как будто бы удалось, и авиатор начал планирующий спуск. На
высоте 20 метров налетевший порыв ветра вновь накренил аппарат, и последний
камнем полетел на землю и разлетелся вдребезги от удара. Габера выбросило из
гондолы и отбросило далеко в сторону. Механик Мухин остался под аппаратом и
скончался…». Другое издание вторило: «С высоты 20 метров вследствие слишком
крутого планирования аппарат упал. Габер-Влынский и Мухин очутились по обломками
аэроплана и были извлечены в бессознательном состоянии… Мухин через полчаса
умер, у Габер-Влынского сломана в бедре и голени левая нога, сотрясения мозга у
него не оказалось…». Приводились и другие леденящие душу подробности: «При
спуске, почти у самой земли, на высоте не более 15 метров, аэроплан вдруг со
страшной силой ударился носом о землю. Аппарат придавил всей своей тяжестью
механика, а летчика выбросило вон, и он упал в нескольких метах от аэроплана.
Силой удара о землю 18-летний Мухин был превращен в мешок с костями. Его
похороны состоялись 11 мая.»
Рядом с заметкой поместили фотографию несчастного
паренька, второго погибшего московского механика, и опять без подробностей его
биографии. Неизвестно, была ли у него семья, и получила ли она от «Дукса»
какую-нибудь компенсацию. Габер был «застрахован на 100 тыс. рублей, которые в
случае какого-либо несчастья с ним получит жена». Сколько выплатили ему за
аварию и травму, неизвестно.
Истинные причины катастрофы точно не выяснили,
версий было много. Часть их сводилась к тому, что трагедия произошла только
вследствие недобросовестного исполнения заводом принятого заказа: «По мнению
французского авиатора Жануара, специалисты завода «Дукс», не желая платить фирме
«Депердюссен» деньги за право пользоваться ее технологией, купили французский
аэроплан и, сделав соответствующие чертежи, приступили к его серийному выпуску».
Кстати, фирма «Депердюссен» официально предупредила военное ведомство, что
«снимает с себя всякую ответственность за производство аэропланов заводом «Дукс»,
так как последние не отвечают эталонным чертежам» Первую партию в десять «Депердюссенов»
Меллер вынужденно пригласил облетать и сдать в казну Жануара.
Источники информации:
Помогали: