Алексеев Михаил Юлианович
- советский лётчик-испытатель, майор.
Родился в 1903 году на территории нынешнего Люблинского
воеводства (Польша). Окончил 6 классов гимназии и советскую школу 2-й
ступени. В 1920 работал в Барнаульском губпродкоме.
В 1921 служил в заградительном отряде. В 1922 окончил школу
младшего командного состава. В 1922-1924 – инструктор спорта и допризывной
подготовки, в 1924-1925 работал в губкоме партии.
В армии с 1925. В 1926 окончил Ленинградскую
военно-теоретическую школу ВВС, в 1927 – Качинскую военную авиационную школу
лётчиков. Был оставлен в ней лётчиком-инструктором, до 1933 был
лётчиком-инструктором в других ВАШЛ.
С января 1934 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. В
1934 совместно с
В.А.Степанчёнком и Э.Ю.Преманом
выполнил на истребителях высотный перелёт Москва–Самара.
С мая 1935 – лётчик-испытатель ЦАГИ. Поднял в небо и провёл
испытания самолётов АНТ-46, АНТ-37бис (ДБ-2Б), АНТ-44Д (МТБ-2). Участвовал в
испытаниях самолёта СБ.
1.11.1936 на самолёте СБ с грузом 1000 кг достиг высоты
12.695 метров. Однако этот мировой авиационный рекорд не был зарегистрирован
ФАИ.
2.09.1937 на самолёте СБ с грузом 1000 кг достиг высоты
12.246,5 метров. Это достижение было зарегистрировано ФАИ в качестве
мирового авиационного рекорда.
С 1938(?) (в мае 1939) – лётчик-испытатель авиазавода №156
(г.Москва).
За время лётной работы (1926-1939 гг.) освоил 46 типов
самолётов.
Погиб 26 июля 1939 года при выполнении испытательного полёта
на самолёте И-16 с мотором М-25А, снабжённом турбокомпрессором.
26.07.1939 в 20:36 с Центрального аэродрома (Ходынка) М.Ю.Алексеев выполнял первый полёт на самолёте И-16 с мотором М-25А, снабжённом турбокомпрессором. При наборе высоты произошёл отказ мотора. Лётчик попытался спасти самолёт и сделал попытку развернуться на 180°, чтобы сесть с обратным курсом на аэродром. При развороте была потеряна скорость, самолёт сорвался в штопор и упал в рощу на границе аэродрома (район нынешних Песчаных улиц). Лётчик умер, не приходя в сознание, ночью
26 июля 1939.
Это была первая попытка увеличения потолка истребителя с помощью турбокомпрессора (ранее такая же идея была реализована на самолёте АНТ-42 (Пе-8)). Двигатель М-25 снабжался двумя турбокомпрессорами ТК-1. Они были включены параллельно и являлись 1-й ступенью наддува, а ПЦН (приводной центробежный нагнетатель) двигателя являлись 2-й ступенью наддува. Высотность двигателя увеличилась с 2.900 до 7.250 метров. В результате испытаний было установлено, что потолок самолёта И-16 возрос с 8.270 до 11.000 метров. Было решено перейти на более мощные двигатели М-62 и М-63 и испытать турбокомпрессоры с ними. После испытаний была выпущена небольшая серия самолётов И-16 с турбокомпрессорами.
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Наград не имел.
Источники информации: