На границе Европы и Азии
Взлетно-посадочная полоса аэродрома убегает к горизонту. А вдоль нее, сколько видит
глаз - самолеты, самолеты, самолеты: белоснежные Ил-76, словно выцветшие под
солнцем Ан-12, а рядом - их собратья помельче.
Кажется, что вся военно-транспортная авиация России слетелась сюда и ждет
решения своей судьбы: кому на вечную стоянку, кому «добро» в полет. А до того
часа приютил их под своим могучим крылом Берлинский ордена Кутузова III степени
военно-транспортный авиационный полк, расположившийся в Предуралье на
Оренбургской земле.
О «хозяйстве» командира полка полковника Сергея Захарова стоит
рассказать подробнее. День рождения части - 1 июля 1938 года. С той поры Боевое Знамя вело
авиаторов маршрутами воинской славы и доблести.
Боевое мастерство и мужество авиаторы
тогда еще бомбардировочного авиаполка продемонстрировали уже во время операции
на Халхин-Голе. Особые страницы в истории
полка связаны с Великой Отечественной войной. В ней он участвовал с первого до
последнего дня: оборона Крыма и Керченского
полуострова, бомбардировка военных объектов в порту Пехлеви, уничтожение
фашистов на подступах к Сталинграду и в
предгорьях Кавказа, разгром врага на Кубани
и Курской дуге, участие в освобождении
Белоруссии и разгром с воздуха Курляндской
группировки немецких захватчиков в
Прибалтике.
Вернувшемуся после войны в Кировобад
полку в 1969 году вновь пришлось сменить
прописку: переучившись с бомбардировщиков
Ту-16 на самолет Ан-12, полк перебазировался
на берег Балтийского моря, в город Шяуляй и
стал называться военно-транспортным
авиационным полком.
- Традиции фронтовиков, - говорит
полковник Захаров, - мы чтим. Много мест
дислокации поменял после войны наш полк,
пока в 1993 году не обосновался на берегу реки
Урал, на границе Европы и Азии. При заходе на
посадку с любого направления видна
удостоверяющая этот факт памятная стела...
И сегодня полк работает
интенсивно. Он участвует практически во всех учениях, в том
числе по отработке взаимодействия с
частями ВДВ. Уже в нынешнем году по плану
командования ВТА полк провел несколько
учений с десантированием личного состава в
различных регионах страны. В марте под
Рязанью его экипажи десантировали 1200
человек и 11 единиц боевой техники ВДВ.
Отличились экипажи военных летчиков 1
класса подполковников С.Ненахова (штурман
майор А.Скрыпник), В.Бережнова (штурман
майор В.Иванов), А.Чуйко (штурман майор И.Красильников).
Хорошо сработал и личный состав ИАС, в том
числе майоры К.Тараканов, В.Потапов, К.Манушевский,
капитан И.Казарцев.
А в 2000 году полк активно работал по
заявкам ООН в интересах миротворческих сил
на Балканах. Профессионализм и
оперативность, которые показали авиаторы
полка при выполнении там некоторых
операций, получили высокую оценку со
стороны зарубежных коллег из США, Англии,
Германии и других стран НАТО.
- Интенсивная летная работа, - говорит Захаров, - полку не в тягость. Она отвлекает
от головной боли по решению проблем на земле. А тут их не перечесть...
Командир полка не из тех людей, которые любят поплакаться в жилетку. Предпочитает
не ждать помощи со стороны, а надеяться на собственные силы. Но иногда их не хватает.
Нет у полка возможности, например, завершить строительство двух жилых домов, а
бесквартирных - сотни. Лопается от лютых холодов резкоконтинентального климата
система отопления, но самим котельную не поднять - нет средств. Который год
простаивает в контейнерах так необходимое для обучения авиаторов тренажерное
оборудование, под которое и помещение подходящее есть, но оно без крыши, А уж о том,
чтобы в военном городке с многотысячным населением иметь детский садик и школу,
остается только мечтать...
- Хорошо, что есть поддержка со стороны
местных властей, - рассказывает Сергей Александрович. - Вновь избранный глава
города Мещеряков Юрий Николаевич старается решать и проблемы авиаторов. Спасибо ему за это...
Бытовые неурядицы только часть проблем, которые ставит время перед командиром
полка. Главная из них - очередные оргмероприятия, а точнее - неминуемое
сокращение авиачастей и подразделений.
- Полк в Оренбурге, - сказал мне командующий ВТА генерал-лейтенант Виктор
Денисов, - один из самых боеспособных, и мы постараемся сохранить его максимально.
Никого насильно сокращать не будем. Только тех офицеров и прапорщиков, которые сами
того пожелают. Чтобы не нарушать штатную
структуру полка, будем предлагать людям
места службы в других частях. А вот парк
самолетов претерпит некоторые
количественные и качественные изменения.
Устаревшие типы машин и самолеты с малым
эксплуатационным ресурсом - на колодки,
взамен - модернизированные самолеты из
других частей.
...На взлетную полосу аэродрома плавно
выруливает воздушный корабль Ил-76. Мощный
гул двигателей на взлетном режиме - нет лучше музыки для слуха авиаторов, - и военно-транспортный
самолет с яркой надписью на белом фоне
фюзеляжа «Оренбург» начинает разбег.
Именной самолет поднимает на задание
экипаж, которым командует заместитель
командира полка Герой России подполковник Андрей Зеленко. «Мы летаем много», -
сказал он мне накануне. И потому хочется
верить, что долго еще не будет заполнена
последняя страничка исторического формуляра прославленного подразделения
ВТА, и под Боевым Знаменем его авиаторы еще
шире распахнут горизонты, поднимутся на новые высоты.
Александр АНДРЮШКОВ
Фото Анатолия СЕМЕЛЯКА
Вестник Авиации и космонавтики № 3 2001 г.