Оренбуржье

На границе Европы и Азии

    Взлетно-посадочная полоса аэродрома убегает к горизонту. А вдоль нее, сколько видит глаз - самолеты, самолеты, самолеты: белоснежные Ил-76, словно выцветшие под солнцем Ан-12, а рядом - их собратья помельче. Кажется, что вся военно-транспортная авиация России слетелась сюда и ждет решения своей судьбы: кому на вечную стоянку, кому «добро» в полет. А до того часа приютил их под своим могучим крылом Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, расположившийся в Предуралье на Оренбургской земле.Оренбургская ВТА
    О «хозяйстве» командира полка полковника Сергея Захарова стоит рассказать подробнее. День рождения части - 1 июля 1938 года. С той поры Боевое Знамя вело авиаторов маршрутами воинской славы и доблести.
    Боевое мастерство и мужество авиаторы тогда еще бомбардировочного авиаполка продемонстрировали уже во время операции на Халхин-Голе. Особые страницы в истории полка связаны с Великой Отечественной войной. В ней он участвовал с первого до последнего дня: оборона Крыма и Керченского полуострова, бомбардировка военных объектов в порту Пехлеви, уничтожение фашистов на подступах к Сталинграду и в предгорьях Кавказа, разгром врага на Кубани и Курской дуге, участие в освобождении Белоруссии и разгром с воздуха Курляндской группировки немецких захватчиков в Прибалтике.
    Вернувшемуся после войны в Кировобад полку в 1969 году вновь пришлось сменить прописку: переучившись с бомбардировщиков Ту-16 на самолет Ан-12, полк перебазировался на берег Балтийского моря, в город Шяуляй и стал называться военно-транспортным авиационным полком.
    - Традиции фронтовиков, - говорит полковник Захаров, - мы чтим. Много мест дислокации поменял после войны наш полк, пока в 1993 году не обосновался на берегу реки Урал, на границе Европы и Азии. При заходе на посадку с любого направления видна удостоверяющая этот факт памятная стела...
    И сегодня полк работает интенсивно. Он участвует практически во всех учениях, в том числе по отработке взаимодействия с частями ВДВ. Уже в нынешнем году по плану командования ВТА полк провел несколько учений с десантированием личного состава в различных регионах страны. В марте под Рязанью его экипажи десантировали 1200 человек и 11 единиц боевой техники ВДВ. Отличились экипажи военных летчиков 1 класса подполковников С.Ненахова (штурман майор А.Скрыпник), В.Бережнова (штурман майор В.Иванов), А.Чуйко (штурман майор И.Красильников). Хорошо сработал и личный состав ИАС, в том числе майоры К.Тараканов, В.Потапов, К.Манушевский, капитан И.Казарцев.
    А в 2000 году полк активно работал по заявкам ООН в интересах миротворческих сил на Балканах. Профессионализм и оперативность, которые показали авиаторы полка при выполнении там некоторых операций, получили высокую оценку со стороны зарубежных коллег из США, Англии, Германии и других стран НАТО.
    - Интенсивная летная работа, - говорит Захаров, - полку не в тягость. Она отвлекает от головной боли по решению проблем на земле. А тут их не перечесть...Полковник С.А.Захаров
    Командир полка не из тех людей, которые любят поплакаться в жилетку. Предпочитает не ждать помощи со стороны, а надеяться на собственные силы. Но иногда их не хватает. Нет у полка возможности, например, завершить строительство двух жилых домов, а бесквартирных - сотни. Лопается от лютых холодов резкоконтинентального климата система отопления, но самим котельную не поднять - нет средств. Который год простаивает в контейнерах так необходимое для обучения авиаторов тренажерное оборудование, под которое и помещение подходящее есть, но оно без крыши, А уж о том, чтобы в военном городке с многотысячным населением иметь детский садик и школу, остается только мечтать...
    - Хорошо, что есть поддержка со стороны местных властей, - рассказывает Сергей Александрович. - Вновь избранный глава города Мещеряков Юрий Николаевич старается решать и проблемы авиаторов. Спасибо ему за это...
    Бытовые неурядицы только часть проблем, которые ставит время перед командиром полка. Главная из них - очередные оргмероприятия, а точнее - неминуемое сокращение авиачастей и подразделений.
    - Полк в Оренбурге, - сказал мне командующий ВТА генерал-лейтенант Виктор Денисов, - один из самых боеспособных, и мы постараемся сохранить его максимально. Никого насильно сокращать не будем. Только тех офицеров и прапорщиков, которые сами того пожелают. Чтобы не нарушать штатную структуру полка, будем предлагать людям места службы в других частях. А вот парк самолетов претерпит некоторые количественные и качественные изменения. Устаревшие типы машин и самолеты с малым эксплуатационным ресурсом - на колодки, взамен - модернизированные самолеты из других частей.
    ...На взлетную полосу аэродрома плавно выруливает воздушный корабль Ил-76. Мощный гул двигателей на взлетном режиме - нет лучше музыки для слуха авиаторов, - и военно-транспортный самолет с яркой надписью на белом фоне фюзеляжа «Оренбург» начинает разбег. Именной самолет поднимает на задание экипаж, которым командует заместитель командира полка Герой России подполковник Андрей Зеленко. «Мы летаем много», - сказал он мне накануне. И потому хочется верить, что долго еще не будет заполнена последняя страничка исторического формуляра прославленного подразделения ВТА, и под Боевым Знаменем его авиаторы еще шире распахнут горизонты, поднимутся на новые высоты.

Александр АНДРЮШКОВ
Фото Анатолия СЕМЕЛЯКА
Вестник Авиации и космонавтики № 3 2001 г.

Рейтинг@Mail.ru Топ-100