Библиотека

Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

На экваторе, в горах

    Ил-62М вывалился из облаков, и перед нами поплыла панорама столицы Южной Америки - Кито. Кито лежит на высоте около трех километров над уровнем моря, в Кордильерах. Впереди, прямо перед нами, сверкали белизной здания центра города, западная его окраина как бы карабкалась по склону горы двухкилометровой зеленой громадой, нависшей над тем, что сотворили люди. А на севере серой полоской, стиснутой со всех сторон строениями и возвышенностями рельефа, выделялась ВПП.
    Под нами мелькнули последние крыши, колеса шасси мягко коснулись бетона:
    - Всем малый!.. Перекладка!.. Реверс!.. - после долгого полета эти команды звучат музыкой. Инженеры бегают от окна к окну, стараются точно запомнить место, где остановились - посадка идет в зачет испытаний, и им надо определить посадочную дистанцию.
    А прилетели мы в Эквадор, чтобы проложить международную трассу в Колумбию и Эквадор. Аэродромы столиц этих государств расположены в горах, на высоте три тысячи метров. В Советском Союзе таких высотных аэродромов нет, поэтому Министерство гражданской авиации и поставило задачу перед ГосНИИ ГА "облетать" эти аэродромы на Ил-62М и дать свои заключения и рекомендации.
    Ведущим летчиком-испытателем для проведения работ был утвержден летчик-испытатель первого класса Борис Григорьевич Волков, помощником к нему назначили меня, - рассказывает Александр Арсентьевич Лебедев.
    ...Зарулили на стоянку, указанную "маршалом" (служащих зарубежных аэропортов, которые руководят заруливанием самолетов, почему-то величают этим высоким званием). И тут же приступили к выполнению программы испытаний. Запустили вспомогательный двигатель ТА-6, с которого и начинаются испытания двигателей на высоте. Если запуск не получится, мы должны будем запустить маршевые, основные внутренние двигатели, выключенные на рулении, и... улетать вниз, на аэродром города Гуаякиль, расположенный на берегу океана.
    Запуск был нормальный, и можно было выключать остальные двигатели.
    Поселили нас в лучшем отеле города "Колон", в центре Кито, на улице с прекрасным названием "Амазонка". Из окна номера открывался вид на чудесный парк, а внизу прямо под окнами шла бойкая торговля. Не спалось. И я мысленно вычислял, какой будет дистанция взлета при отказе одного двигателя, какую скороподъемность дадут нам три работающих движка, хватит ли длины ВПП... Волков тоже, наверное, не спит, у него забот побольше - ведь вся ответственность за проведение испытаний лежит на нем. Утром погода была пасмурной, моросил дождь. Быстро позавтракали и поехали на аэродром. Метеоусловия в Кито, как рассказывали старожилы, меняются быстро. Идут последние приготовления к вылету.
    Вернулись от диспетчеров Волков и штурман Демьянов:
    - Вылет разрешили, - бесстрастно, как обычно, объявил Волков, - погоду обещают через полтора часа.
    - С такой точностью? - удивился кто-то.
    - Синоптики-то у себя дома. Им лучше знать. Поглядим...
    Сидим в самолете и ждем погоду. Не прошло и часа, как туман начал рассеиваться, таять, а еще через сорок минут от него осталась облачность в четыре балла на высоте круга.
    Начали вылетать самолеты местных авиакомпаний. Произвели посадку два "Боинга".
    Пора было начинать испытания.
    Первый пункт программы испытаний - выключение критического двигателя (одного из крайних) в первом же взлете при скорости отрыва. Вырулили на ВПП. Все собраны, точны, ни лишнего слова, ни жеста. Радист Виктор Жуков докладывает, что взлет разрешен. Впереди лежат три километра ровного бетона и седловина между двух гор высотой 800 метров над уровнем аэродрома. До нее вполне достаточное расстояние, чтобы мы успели набрать безопасную высоту, но горный воздух чист и, кажется, - вот она, рядом.
    Двигатели выходят на взлетную мощность. Самолет начинает бег к неизвестному. Волков спокоен, во всяком случае ничто не выдает его волнения. Скорость растет поразительно медленно. Или это так кажется?! Миновали середину ВПП, две трети... Конец ее приближается... Опять этот горный "забор" лезет в глаза, кажется, он начинается сразу же за границей аэродрома.
    - Отрыв! - фиксирует Демьянов.
    И тут же - мгновенная реакция Валентина Кияшко, инженера по испытаниям:
    - Отказ правого! Режим!
    Бортинженер Владимир Афанасьев выключает правый крайний. Окидываю взглядом приборы: стрелка указателя скорости замерла на месте, а вариометр показывает вертикальную скорость набора высоты 7-8 метров в секунду, мы укладываемся в пределы нормы. Набираем высоту 300 метров...
    - Конец режима! - командует Кияшко.
    Убраны шасси, закрылки. Волков выполняет правый разворот по схеме полетов в районе аэродрома. Горный "забор" остается слева и далеко-далеко...
    - Запуск правому!
    На четырех работающих двигателях летим с обратным курсом к полосе. Воздух чист, прозрачен, и нам теперь ясно видна заснеженная вершина "спящего" вулкана Котопахи.
    После приземления ведущий инженер-испытатель Мочек подводит первые итоги:
    - По моим предварительным данным взлетная дистанция составила 2000 метров, что совсем неплохо.
    ...Под нами опять крыши домов, улицы города. Теперь мы ушли на второй круг при трех работающих двигателях. Посадка. Снова взлет - двигатель выключается на скорости в 0,8 от номинальной скорости отрыва. Взлетная дистанция - 2200 м - в пределах допустимого. День, можно сказать, прошел не зря. Последняя посадка... Испытания прошли успешно. Можно открывать новую международную трассу.

<< На трех двигателях без двух Приземлился лайнер у околицы >>