М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии»
О лётной профессии
Однажды ко мне по телефону обратился молодой человек с просьбой принять его.
– По какому делу? – спросил я.
– Мне хочется стать лётчиком, и я решил
попросить Вас рассказать, что нужно для этого сделать и как Вы сами лично
добились своих результатов.
Я назначил ему день и час приёма. Юноша явился с
опозданием. Я заинтересовался, по какой причине это с ним произошло. Он,
смущаясь, ответил:
– Я забыл завести часы, они меня и подвели.
Желая вывести его
из смущения, я переменил тему разговора, и стал расспрашивать о его жизни.
Поинтересовался и причинами, которые вызвали у него желание стать лётчиком. Наша
беседа затянулась. Из разговора выяснилось, что из всего прочитанного про меня у
него сложилось обо мне представление как о человеке, хорошо владевшем техникой.
Я не разуверял его в правильности этого: технику я, действительно, всегда
старался изучать как можно лучше, но счел своим долгом заметить ему, что успеха
я достиг не только путем изучения техники, но главным образом работой над собой.
Я дал ему понять, какую важную роль играет работа над собой для надёжности
полёта, поделился методами, которые я применял в своей практике в этой области,
и, между прочим, привёл примеры того, к чему ведет в авиации забывчивость,
напомнив ему о его опоздании ко мне на приём. В конце беседы я предложил ему
записать адрес учреждения, куда ему следовало обратиться в дальнейшем. В поисках
карандаша юноша стал ощупывать свои карманы.
– Вы носите карандаш всегда в одном
и том же кармане?
Он не знал, что ответить. Тогда я дал ему свой карандаш.
Когда
адрес был записан, я взял его записку и, прочитав, заметил что цифра 7 была
похожа на цифру 4. – Завтра Вы можете не найти учреждения, в которое Вам надо
обратиться.
– Почему? – спросил он.
– Потому что Вы небрежно записали номер
дома.
– Да, Вы правы. Это, вероятно, оттого, что я несколько взволнован и
поторопился.
Я заметил ему, что это плохое оправдание, и предупредил о том, что
в полёте лётчик волнуется лишь в самые трудные, опасные моменты и именно тогда
он должен работать точно, последовательно, ничего не забывая, сохраняя полное
самообладание.
– У лётчика волнение не должно ухудшать качества работы. Вы ещё
недостаточно хорошо владеете собой, и поэтому волнение повлияло на Вас. Обратите
внимание, какие могли быть последствия, если бы я не прочел Вашу записку: Вы
могли не найти учреждение, которое Вам так необходимо. Правда, в данном случае
ошибка сравнительно легко поправима. Но я вспоминаю, как такой же случай
произошел с одним офицером, небрежно записавшим цифру 7. Она была очень похожа
на цифру 4. Тогда дело было служебное и очень важное, и последствия были весьма
серьезными. Этот офицер принял кодовое приказание на вылет бомбардировщиков во
время летно-тактического учения. Другой офицер, получив его запись, не смог
правильно раскодировать одну из групп, в которой цифра 7 была записана как 4, и
в результате выполнение задания было сорвано.
Молодой человек слушал меня с
большим вниманием и некоторым смущением. Я ободрил его, выразил уверенность в
его будущем успехе и сказал, что при желании в жизни всё достижимо и поправимо,
кроме даром потерянного времени. Он попросил позволения обращаться ко мне за
советом и в будущем.
– Я считаю мою помощь Вам своим долгом, и если она принесет
пользу, это будет для меня самым большим удовлетворением, – ответил я.
Юноша ушел. А я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной им
профессии. Достаточно было даже такого непродолжительного общения, чтобы
заметить укоренившиеся в нем недостатки, которые в авиационной профессии могут
сыграть роковую роль. Он неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память,
он не умеет владеть собой. Может ли человек с такими недостатками приступить к
полётам? Не надёжнее ли начинать летать человеку организованному, с хорошей
всесторонней памятью, умеющему пользоваться своим вниманием, точному,
аккуратному, владеющему собой?
Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о том,
какую роль играют различные качества человека в авиационной профессии, отчего
происходят так называемые чрезвычайные происшествия – катастрофы, аварии,
поломки и т.п.
<< От автора | Происхождение аварийности, её анализ и выводы >> |