Содержание

М.М.Громов. «Заметки о лётной профессии»

О лётной профессии

   Однажды ко мне по телефону обратился молодой человек с просьбой принять его.
    – По какому делу? – спросил я.
    – Мне хочется стать лётчиком, и я решил попросить Вас рассказать, что нужно для этого сделать и как Вы сами лично добились своих результатов.
    Я назначил ему день и час приёма. Юноша явился с опозданием. Я заинтересовался, по какой причине это с ним произошло. Он, смущаясь, ответил:
    – Я забыл завести часы, они меня и подвели.
    Желая вывести его из смущения, я переменил тему разговора, и стал расспрашивать о его жизни. Поинтересовался и причинами, которые вызвали у него желание стать лётчиком. Наша беседа затянулась. Из разговора выяснилось, что из всего прочитанного про меня у него сложилось обо мне представление как о человеке, хорошо владевшем техникой. Я не разуверял его в правильности этого: технику я, действительно, всегда старался изучать как можно лучше, но счел своим долгом заметить ему, что успеха я достиг не только путем изучения техники, но главным образом работой над собой. Я дал ему понять, какую важную роль играет работа над собой для надёжности полёта, поделился методами, которые я применял в своей практике в этой области, и, между прочим, привёл примеры того, к чему ведет в авиации забывчивость, напомнив ему о его опоздании ко мне на приём. В конце беседы я предложил ему записать адрес учреждения, куда ему следовало обратиться в дальнейшем. В поисках карандаша юноша стал ощупывать свои карманы.
    – Вы носите карандаш всегда в одном и том же кармане?
    Он не знал, что ответить. Тогда я дал ему свой карандаш.
    Когда адрес был записан, я взял его записку и, прочитав, заметил что цифра 7 была похожа на цифру 4. – Завтра Вы можете не найти учреждения, в которое Вам надо обратиться.
    – Почему? – спросил он.
    – Потому что Вы небрежно записали номер дома.
    – Да, Вы правы. Это, вероятно, оттого, что я несколько взволнован и поторопился.
    Я заметил ему, что это плохое оправдание, и предупредил о том, что в полёте лётчик волнуется лишь в самые трудные, опасные моменты и именно тогда он должен работать точно, последовательно, ничего не забывая, сохраняя полное самообладание.
    – У лётчика волнение не должно ухудшать качества работы. Вы ещё недостаточно хорошо владеете собой, и поэтому волнение повлияло на Вас. Обратите внимание, какие могли быть последствия, если бы я не прочел Вашу записку: Вы могли не найти учреждение, которое Вам так необходимо. Правда, в данном случае ошибка сравнительно легко поправима. Но я вспоминаю, как такой же случай произошел с одним офицером, небрежно записавшим цифру 7. Она была очень похожа на цифру 4. Тогда дело было служебное и очень важное, и последствия были весьма серьезными. Этот офицер принял кодовое приказание на вылет бомбардировщиков во время летно-тактического учения. Другой офицер, получив его запись, не смог правильно раскодировать одну из групп, в которой цифра 7 была записана как 4, и в результате выполнение задания было сорвано.
    Молодой человек слушал меня с большим вниманием и некоторым смущением. Я ободрил его, выразил уверенность в его будущем успехе и сказал, что при желании в жизни всё достижимо и поправимо, кроме даром потерянного времени. Он попросил позволения обращаться ко мне за советом и в будущем.
    – Я считаю мою помощь Вам своим долгом, и если она принесет пользу, это будет для меня самым большим удовлетворением, – ответил я.
    Юноша ушел. А я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной им профессии. Достаточно было даже такого непродолжительного общения, чтобы заметить укоренившиеся в нем недостатки, которые в авиационной профессии могут сыграть роковую роль. Он неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой. Может ли человек с такими недостатками приступить к полётам? Не надёжнее ли начинать летать человеку организованному, с хорошей всесторонней памятью, умеющему пользоваться своим вниманием, точному, аккуратному, владеющему собой?
    Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о том, какую роль играют различные качества человека в авиационной профессии, отчего происходят так называемые чрезвычайные происшествия – катастрофы, аварии, поломки и т.п.

<< От автора Происхождение аварийности, её анализ и выводы >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100