Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА

2.2. Дроссельные характеристики

Дроссельными характеристиками называются зависимости тяги удельного расхода топлива от частоты вращения при постоянных скорости и высоте полета. На двигателе Д-30КП-2 применена программа регулирования nвд=const. Таким образом, каждому режиму работы двигателя соответствует вполне определенная частота вращения ротора высокого давления (РВД), не зависящая от полетных и атмосферных условий. Частота вращения роторов измеряется в оборотах в минуту или в процентах. 1% оборотов соответствует 109 об/мин для ротора высокого давления и 53,8 об/мин для ротора низкого давления. Контроль режима работы двигателей осуществляется по указателям положения РУД в градусах и по указателям частоты вращения ротора высокого давления ИТЭ-2Т в процентах.
    Принята следующая номенклатура режимов работы двигателя Д-30КП-2:
    - режим малого газа. Это режим минимально допустимой частоты вращения, при которой двигатель способен работать устойчиво - 60±1% при V=0, Н=0. Тяга двигателя на малом газе составляет не более 9000 Н. Часовой расход топлива минимален и составляет около 800 кг/ч, а удельный расход имеет максимальное значение;
    - режим полетного малого газа. Этот режим используется, как правило, на предпосадочном снижении. Частота вращения РВД составляет 0.42 номинального;
    - режим 0.6..0.9 номинального. Эксплуатация двигателя на этом режиме не ограничивается временем;
    - номинальный режим. На этом режиме двигатель развивает около 80% своей максимальной тяги. Режим используется для выполнения набора высоты и горизонтального полета с максимальной скоростью. Общее время эксплуатации двигателя на номинальном ре-жиме не должно превышать 40% за весь ресурс;
    - взлетный режим. Это режим, при котором двигатель развивает максимальную тягу. Общее время работы двигателя на взлетном режиме не должно превышать 5% от всего времени за ресурс. Непрерывная работа двигателя на взлетном режиме должна составлять не более 5 минут. В особых случаях допускается 15 минут. Взлетный режим используется при взлете и уходе на второй круг;
    - режим обратной тяги. Используется для существенного сокращения длины пробега в процессе посадки или для выполнения прерванного взлета. Устройствами реверсирования тяги оснащены все двигатели силовой установки Ил-76. Время непрерывной работы двигателя в режиме реверса не должно превышать 1 минуты.
    В таблице 2.1 приведены основные характеристики двигателя Д-30КП-2 на перечисленных режимах при скорости V=0, высоте Н=0 при параметрах атмосферы, являющихся стандартными.
    Зависимость тяги и удельного расхода топлива при V=0 и Н=0 для стандартной атмосферы от частоты вращения РВД представлены на рис. 2.1. Скачек параметров при частоте вращения РВД около 79% объясняется открытием (закрытием) клапанов перепуска воздуха.
    Приемистость двигателя характеризуется следующими особенностями. При переводе РУД на земле с режима малого газа до взлетного за 1..2 с, двигатель устанавливает взлетные обороты за 7..10 с, а в полете с режима полетного малого газа за 4..7 с тяга двигателя до оборотов 79% будет расти медленно (в среднем на 1% увеличения оборотов рос тяги составляет около 0.1кН). При увеличении оборотов с 79% до 97,5% тяга растет значительно быстрее (в среднем на 1% оборотов происходит увеличение тяги на 0.4..0.5 кН).

Таблица 2.1

Режим работы двигателя Частота вращения Тяга, кН Удельный расход топлива, кг/(Нч)
РВД, % РВД, об/мин РНД, %
Малый газ 60±1 6550±100 30 Не более 9 Около 0.088
0.42 номинального (полетный малый газ) 79,5..82 8820+100-150 57,5..60,5 40 0.0481+0.02
0.6 номинального 84..86,5 9320+100-150 67..70 57 0.0473+0.02
0.7 номинального 86..88,5 9540+100-150 71..74 66,5 0.0472+0.02
0.9 номинального 90..92 9930±100 78,5..81,5 85,5 0.0473+0.02
Номинальный 92..94 10120±100 82..85 95 0.0475+0.02
Взлетный 96..98 10620±150 89,5..92,5 120 0.049+0.02



<< Общие сведения Высотно-скоростные характеристики >>