Испытатели

Катапультироваться - не для него

Указом Президента РФ летчику-испытателю ОКБ «Сухого» Вячеславу Аверьянову присвоено звание «Герой России»

В.Аверьянов    Аверьянову - 42. С 1989 года летчик-испытатель ОКБ «Сухого». В воздухе провел 3400 часов - для его возраста результат на истребителях выдающийся. Сейчас испытывает последние модификации самолетов Су-30МК и Су-35, которые по ряду параметров не имеют аналогов в мире. Недаром Су-30МК - основной «продукт» экспорта российской военной авиатехники.
    - Для настоящего аса в критической ситуации катапультироваться - не главное. Важно сделать все для спасения машины, чтобы потом специалисты не разводили руками над грудой железа, - объяснил мне начальник летно-испытательной базы ОКБ «Сухого» А. Зудилов. - Аверьянов - из таких. Прошлым летом в испытательном полете Су-30МК в сверхзвуковом режиме при полной загрузке ракетами вдруг буквально замахал крыльями - явление доселе неизвестное. Экипаж вполне мог катапультироваться, но рискнул и сумел посадить машину. А уже на земле разобрались, в чем причина неполадок.
    Или еще случай. У Су-30МК «мозги» так устроены, что в штопор он не попадает и не дает это сделать пилоту. Но проверить-то самолет надо во всех ситуациях. И Аверьянов заставил-таки свою «сушку» сделать эту фигуру. А выходить из нее она отказалась наотрез. Все, надо катапультироваться. Но Вячеслав - не зря ученик легендарного летчика-испытателя Виктора Пугачева - в последний момент смог раскрыть парашют, выровнял и посадил машину. И таких моментов за годы работы - множество.
    - И как вам Су-30МК? - спросил я у испытателя.
    - Это идеальная машина, - ответил Аверьянов. - И такой еще долго останется. А моя первая любовь - Су-7, самолет для настоящих мужчин, на котором можно летать лишь со стальными нервами. Поистине прекрасная машина - Су-27. И вообще - объективно - ОКБ «Сухого» не только лучшая сейчас авиафирма, но и с лучшими перспективами. И я горжусь, что здесь работаю.

А.Евтушенко
"Комсомольская правда" 26 ноября 2001 г.