Оглавление

Б.А.Орлов. «Записки летчика-испытателя»

20 июля 1962 года. Самолет Як-18П, полетов - 1, время - 0 часов 15 минут. Соревнования, упражнение №1.

<< Часть 1

* * * * *

    После соревнований меня назначили штурманом аэроклуба, что позволило мне тренироваться значительно больше, чем раньше. Были и показательные полеты на различных городских мероприятиях, приходилось летать и перед некоторыми представителями городских властей, от которых зависело обеспечение аэроклубовцев жильем.
    Мы, работники ДОСААФ, находились как бы между небом и землей - в отношении принадлежности к какой-то определенной части общества, имеющей своих радетелей и защитников.
    Когда мы со своими житейскими вопросами обращались к гражданским властям, нам говорили, что мы готовим кадры для армии и она должна о нас заботиться: когда же мы шли к военным, они удивлялись, почему они должны что-то делать для членов профсоюза, и посылали нас подальше...
    Так и получилось, что никто нам жилья не давал, на учет почти никого не ставили, и ютились летчики и техники на частных квартирах или в собственных развалюхах, без всякой надежды на лучшую жизнь.
    Обстановка изменилась с приходом в аэроклуб нового заместителя начальника клуба по политической части - замполита - Николая Гавриловича Радыгина, бывшего политработника морской авиации, прошедшего войну. Многих я знал замполитов, попадались среди них и трудяги, но больше было откровенных болтунов и бездельников, вызывавших к себе, в лучшем случае, ироничное отношение. Такого же комиссара, как Радыгин, я никогда не встречал.
    Николай Гаврилович в душу не лез, идеологическим воспитанием и пустопорожними разговорами не занимался. Досконально выяснил наши заботы, вник в нашу обыденную жизнь, даже слетал на Як-18У пассажиром, долго кряхтел после этого - был он человек в годах и весьма солидный, еле в кабину усадили - и привез на аэродром высокое городское начальство.
    Мы для них устроили полеты: слетали инструкторы, летчики-спортсмены, кто посильнее, ну, и я от души накувыркался на своем "П", благо, ограничений по минимальной высоте мне теперь никто не ставил... Видимо, мы произвели впечатление на гостей, и они поняли, что люди в аэроклубе занимаются делом, так как через некоторое время наши работники стали получать долгожданные ордера на жилье. Выходит, что пилотаж может принести не только чувство "глубокого удовлетворения", но и вполне реальные блага. Мне, правда, квартиры не дали, потому что жил я по тем временам по-царски: в самом центре города, в трехкомнатной квартире с горячей водой, с ванной и двумя хорошими соседями...
    Что же это за штука - высший акробатический пилотаж? Это не только спорт или зрелище, хотя есть и соревнования, и чемпионы, и восторженные зрители. Это, если говорить возвышенно, полное слияние двух душ - души летчика и души самолета.
    Неправда, что самолет - неодушевленный предмет, предназначенный для летания. Есть у него душа, и если летчик вложит всего себя в познание чуда, называемого самолетом, полюбит его, то откроется эта душа навстречу пилоту, и они вместе будут творить все, что только возможно.
    Наверное, не стоит много говорить о том, какая практическая польза от умения летчика выполнять сложный, тем более высший пилотаж. Если коротко, то для летчика-истребителя - это хлеб насущный, для летчика неманевренного самолета - это возможность спокойно и грамотно справиться с тяжелой машиной, когда она окажется в несвойственном ей положении. Я больше скажу о другом - об ощущениях летчика, когда он поймет, что самолет полностью в его руках.
    Возникает чувство хозяина в небе: ты можешь выполнить любой маневр на самой малой для этого высоте, оцениваешь свое положение в пространстве с максимальной точностью, прогнозируешь траекторию полета и необходимость ее корректировки в любой момент, знаешь, что может делать твоя машина в это мгновение и последующее. Так как показной акробатический пилотаж выполняется в присутствии зрителей, то приходится летать на малой высоте - частенько на очень малой! - что вырабатывает особенную ответственность за свои действия, дисциплинирует летчика - ведь ошибиться в таком полете нельзя, земля ошибок не прощает!
    Все это приводит к тому, что летчик, владеющий высшим пилотажем, легко и быстро осваивает любой тип летательного аппарата и уверенно на нем работает, извлекая максимум из заложенных в сей аппарат возможностей, а в сложной ситуации быстро и точно находит правильное решение.
    В зрелищном отношении с высшим пилотажем мало что может сравниться. Десятки, а то и сотни тысяч людей, наблюдающих за полетами на авиационных праздниках и соревнованиях, согласно и дружно ахают или аплодируют, когда самолеты или планеры и вертолеты легко и красиво вычерчивают в небе замысловатые фигуры.
    Я часто употребляю выражения: "красиво летает", "элегантный пилотаж", "мощный полет". Можно выполнить грамотно и квалифицированно неплохой набор фигур, но эмоционального впечатления у зрителей от полета не будет, если в пилотаже не проявится индивидуальность, присущая данному летчику.
    У каждого мастера есть своя манера пилотирования при общем высоком качестве выполнения фигур - вот она и дает ту "изюминку", которая приковывает взгляд. Один маневрирует резко, другой - плавно, один работает на большой скорости, размашисто, другой, как говорят летчики, "крутится вокруг хвоста", один подчеркнуто разделяет фигуры, у другого переход из фигуры в фигуру плавный, но все тщательно следят за тем, чтобы сохранить законченность и точность маневра: если петля, то она должна быть круглая, а не дыней, если вертикаль - то под углом 90 градусов, если самолет должен лететь без крена, то крен не допускается никакой, и все остальное в том же духе. И очень важно точно выдержать направление и место пилотирования. Вот тогда и остается у зрителя в глазах ясно видимый и четко определимый образ пилотажа, даже и без дымного следа специальных трассеров.
    В заключение скажу вот о чем. В последние годы появились пилотажные самолеты с очень мощными моторами, позволяющими буквально "висеть на винте"; маленькие, легкие, с фантастической маневренностью, они способны выполнять немыслимые прежде фигуры. К примеру, Су-26 делает 3-4 вертикальные "бочки", замирает на мгновение и, падая на хвост, продолжает крутиться вокруг продольной оси - "бочка" хвостом вперед!
    Но пусть простят меня нынешние мастера - что-то сейчас не всегда хочется аплодировать, наблюдая за современным пилотажем. Имея великолепные самолеты с уникальными возможностями, летчики увлекаются сложностью выполняемых фигур, зачастую в ущерб точности и красоте.
    Говорят, нынче другие требования, и, не "накрутив" положенного числа сверхсложных элементов, нельзя рассчитывать на приличный результат на соревнованиях. Наверное, это правильно, но мастерство пилотажника оценивалось всегда не только по тому, насколько сложен его пилотаж, но в большей степени по тому, насколько чисто он выполнен.
    Как бы то ни было, какой бы пилотаж не был, так сказать, в моде, все равно он остается моей неизменной любовью. Прошло время, не так остро чувствуется потеря всего, чем жил, более менее спокойно смотрю на самолеты, наблюдаю за обычными полетами, но при виде кувыркающегося в небе маленького, юркого самолетика не могу оставаться равнодушным: вспоминается молодость, удивительное чувство вольной птицы - и земля над самой головой...

 

<< 20 июля 1962. Часть 1 Над головой 5 метров >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100