Обзоры

Реформирование ВВС России

    Масштабное реформирование ВВС России началось 20 января 1998 г., когда указом президента - 53 и приказом министра обороны - 32 на должность главнокомандующего был назначен генерал-полковник авиации Анатолий Корнуков, ранее занимавший пост командующего Московским округом ПВО. Главной его задачей стало претворение в жизнь требований указа президента России от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры" и соответствующего приказа министра обороны от 3 августа 1998 г. Главное, что предусматривали эти документы - преобразование ВВС и ПВО в единый вид ВС.
    За прошедший год расформировано 580, переформировано 134, переподчинено более 600 частей и подразделений. Командованию пришлось перераспределить 95% самолетов, 98% вертолетов, 93% ЗРК, 95% вооружения радиотехнических войск, 100% зенитных ракет, более 60% авиационных средств поражения. Перевезено свыше 600 тыс. тонн материально-технических средств. Самолеты ВТА доставили к новому месту жительства более 40 тыс. семей. К концу 1998 г. основные преобразования были завершены, ВВС начали действовать в соответствии с новыми, утвержденными министром обороны, боевыми документами.
    После года реформ численность личного состава ВВС стала существенно меньше, чем имели оба вида до объединения - 185 тыс. военнослужащих против 318 тыс. Сокращено 123 тыс. должностей, в том числе около 1000 полковничьих. Отправлено в запас свыше 41 тыс. служащих по контракту, из них 20,5 тыс. офицеров и более 9 тыс. прапорщиков уволено в связи с оргштатными мероприятиями. По состоянию на январь 1999 г. подготовлены документы на увольнение еще 3000 военнослужащих, среди которых 46 генералов (из них - 15 генерал-полковников). Своим достижение командование ВВС считает полный расчет со всеми уволенными. Однако обеспечить всех жильем до настоящего момента не удалось.
    Формируется и новая структура ВУЗов ВВС. В ее составе будет одна академия (ВВА им. Ю.Гагарина), два университета, созданные на базе академии ПВО и ВВИА им. Жуковского, а также 7 институтов, которые ранее именовались военными училищами.
    Хотя напряженность в мире в последние годы существенно снизилась, обстановка в воздушном пространстве и вблизи него заставляет нести боевое дежурство. В его ходе радары провели свыше 100 тыс. целей, в том числе около 500 самолетов-разведчиков. Зарегистрировано более 20 нарушений воздушных границ (в основном дрейфующими аэростатами). ВВС посадили один боевой самолет, несанкционированно вошедший в воздушное пространство России. Беспокойство командования ВВС вызывает деятельность частных авиакомпаний, многие из которых в условиях отсутствия ответственности за нарушения правил полетов отказываются соблюдать дисциплину в воздухе.
    Hесмотря на экономические трудности командование ВВС стремится поддерживать силы и средства в боеготовом состоянии. По состоянию на конец года исправность техники удалось поднять до 65-70%, а в дальней авиации - до 85-90%. Сенсацией стала демонстрация возможностей 37-й ВА, когда четыре из шести Ту-160 поднялись в воздух с крылатыми ракетами на борту. Ранее отечественные и зарубежные эксперты считали, что боеготовы лишь два таких самолета.
    По заявлению Анатолия Корнукова в каждом авиаполку существует одна эскадрилия опытных летчиков, которые способны выполнить любое задание. Боеготовые стратегические бомбардировщики круглосуточно обеспечены экипажами. Этого удалось добиться несмотря на очень низкий среднегодовой налет пилотов ВВС - 21 час (планы предусматривали 28 часов). Минимально необходимый показатель составляет 80 часов, в ведущих армиях мира летают по 200 и более часов. При этом распределение налета очень неравномерно. Хуже всего дело обстоит во фронтовой и истребительной авиации (10 часов). Hа среднем уровне находятся штурмовая и дальняя авиация - соответственно 20 и 21 час. В среднем по 63 часа в год летают транспортники, часть которых выполняет кроме плановых еще и коммерческие рейсы.
    Доля ВВС в бюджете МО постоянно снижается. В 1992 г. она составляла 20%, в 1998 г. - всего 9%. Мировая тенденция - выделять на развитие военной авиации около 30% военных расходов. Генерал Корнуков отмечает, что "такое распределение нашего бюджета не соответствует вкладу ВВС в обеспечение военной безопасности страны".Хуже всего финансировались закупки техники для ВВС. Эти потребности удовлетворялись на 9,4% в 1996 г., на 3,4% в 1997 г. и лишь на 1,6% в 1998 г.
    За прошедший год ВВС определили свою техническую политику и начали претворять ее в жизнь. Основной ее лозунг - нам нужны многофункциональные самолеты. Первым номером здесь идет Су-27ИБ (Су-34), который должен стать основой ударной и разведывательной авиации. Отметим, что именно МиГ-25Р и Су-24 потребуют замены в первом десятилетии следующего века. Испытания Су-27ИБ (Су-34) завершаются. Он способен применять практически любое современное оружие класса "воздух-воздух" и благодаря этому может осуществлять прикрытие объектов и вести маневренный воздушный бой. Параллельно дан старт программе переоборудования МиГ-29 в многофункциональный вариант, близкий по своим возможностям к МиГ-29СМТ, однако более дешевый. В связи с появлением МиГ-29УБТ, специально предназначенного для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям, заместитель главкома ВВС по вооружению Юрий Клишин заявил, что перспективные истребительные авиаполки будут иметь по несколько этих машин в дополнение к МиГ-29СМТ. Программа модернизации появилась и в отношении части Су-27 (Су-27П, входившие ранее в авиацию ПВО, дорабатываться не будут). Hовая авионика для самолетов Су-27 и Су-30 уже спроектирована и проходит стадию наземных и летных испытаний. В результате основные фронтовые истребители ВВС приобретут возможность использовать современное ракетное оружие классов "воздух-воздух" и "воздух-земля".
    Анатолий Корнуков в публичных выступлениях не отрицает возможности серийного производства новейшего МФИ через 10-12 лет, публичная выкатка которого состоялась 12 января 1999 г. Однако, по мнению экспертов, основная ставка сделана на более легкий и дешевый истребитель ЛФИ, в который должны воплотиться технологии и конструктивные решения МФИ и С-37, а также Як-141. С этим проектом связывают планы углубления сотрудничества (и, возможно, последующего слияния) конструкторских бюро имени Микояна, Сухого и Яковлева.
    В соответствии с решением правительства со следующего года начнется разработка перспективного самолета-ракетоносца с мощным вооружением, который станет преемником Ту-160. Другой стратегический самолет - Ту-95МС - будет дорабатываться. ВВС не приняли окончательного решения о выборе нового учебно-тренировочного самолета (УТС). И МиГ-АТ, и Як-130 имеют недостатки, которые фирмы, по словам Анатолия Корнукова, "упорно не желают устранять". Речь прежде всего идет о том, что новый УТС должен быть оснащен двигателями и авионикой российского производства. Кроме того, ему следует придать возможность применять ракетное вооружение. Определены направления совершенствования авиапарка Военно-транспортной авиации (ВТА). Подлежат модернизации самолеты Ан-124 и Ан-22, а самые массовые транспортники - Ил-76 - будут поддерживаться в исправном состоянии. ВВС в настоящее время не могут закупать усовершенствованную модель Ил-76МФ с двигателями ПС-90А, однако от ее производства в дальнейшем отказываться не собираются. Есть решение о принятии на вооружение российско-украинского самолета Ан-70, хотя у этого самолета, с точки зрения военных авиаторов, еще много недостатков. Главком ВВС считает, что ресурс основных самолетов ВТА перекроет ближайшие 20 лет.
    Поскольку в результате сокращения частей и соединений высвободилось довольно большое количество ВВТ, Военно-воздушные силы сформулировали и направили в "Росвооружение" и "Промэкспорт" предложения о реализации излишней техники иностранным заказчикам. Вырученные деньги должны помочь выполнению масштабных научно-технических программ ВВС. Первым реализованным подобным проектом стала продажа Су-27, Ми-8, вооружения и имущества в Эфиопию. Анатолию Корнукову не удалось убедить политическое и военное руководство в необходимости выкупа у Украины стратегических бомбардировщиков Ту-160. Он поднял эту тему немедленно после назначения на должность, однако уже 25 марта 1998 г. было сообщено о решении президента России о том, что самолеты покупаться не будут.

БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС РОССИИ
(по данным ежегодника The Military Balance, издаваемого Лондонским институтом стратегических исследований)

Дальняя авиация
Всего боевых самолетов (1), в т. ч.   191
Стратегическая авиация, в т. ч.   66
  Ту-160 6
  Ту-95МС 60
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 125
Самолеты-заправщики Ил-78 20
Фронтовая авиация
Всего боевых самолетов (2), в т. ч.     свыше 1800
Ударная авиация, в т. ч.   725
Фронтовые бомбардировщики Су-24 475
Штурмовики Су-25 250
Фронтовая истребительная авиация, в т. ч.   415
  МиГ-29 315
  Су-27 100
Разведывательная авиация, в т. ч.   200
  МиГ-25Р 40
  Су-24МР 160
Истребительная авиация ПВО
Всего боевых самолетов (3), в т. ч.   965
  МиГ-31 425
  Су-27 275
  МиГ-23 100
Самолеты ДРЛО и управления А-50 20
Военно-транспортная авиация
Всего самолетов (4)   340

   Примечания:
    (1) Тяжелые бомбардировщики вне строевых частей ВВС: в испытательных частях, КБ или заводах - 8 Ту-95 и 6 Ту-160, на хранении 40 списанных Ту-22М2, ожидают разделки 92 Ту-22, в учебных частях 5 Ту-95 и 10 Ту-22М.
    (2) В общее число самолетов фронтовой авиации включены примерно 250 боевых самолетов МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27 находящихся в составе центров боевой подготовки и переучивания летного состава. Кроме того, до 1000 самолетов МиГ-23, МиГ-27, Су-17 находятся на хранении.
    (3) В общее число боевых самолетов включены 165 МиГ-23, находящихся на вооружении военных училищ. Кроме того, около 300 МиГ-23 и МиГ-25 находятся на хранении.
    (4) Кроме того, до 250 транспортных и пассажирских самолетов находятся в составе отдельных формирований вне ВТА.

Сергей Сокут, заместитель ответственного редактора "Hезависимого военного обозрения".

oneplus 5 купить