Обзоры |
Масштабное реформирование ВВС России началось 20 января 1998 г., когда указом
президента - 53 и приказом министра обороны - 32 на должность главнокомандующего был назначен
генерал-полковник авиации Анатолий Корнуков, ранее занимавший пост командующего Московским
округом ПВО. Главной его задачей стало претворение в жизнь требований указа президента
России от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их
структуры" и соответствующего приказа министра обороны от 3 августа 1998 г. Главное, что
предусматривали эти документы - преобразование ВВС и ПВО в единый вид ВС.
За прошедший год расформировано 580, переформировано 134, переподчинено более 600 частей
и подразделений. Командованию пришлось перераспределить 95% самолетов, 98% вертолетов, 93%
ЗРК, 95% вооружения радиотехнических войск, 100% зенитных ракет, более 60% авиационных средств
поражения. Перевезено свыше 600 тыс. тонн материально-технических средств. Самолеты ВТА
доставили к новому месту жительства более 40 тыс. семей. К концу 1998 г. основные преобразования были
завершены, ВВС начали действовать в соответствии с новыми, утвержденными министром обороны,
боевыми документами.
После года реформ численность личного
состава ВВС стала существенно меньше, чем имели оба вида до объединения - 185 тыс. военнослужащих
против 318 тыс. Сокращено 123 тыс. должностей, в том числе около 1000 полковничьих. Отправлено в запас
свыше 41 тыс. служащих по контракту, из них 20,5 тыс. офицеров и более 9 тыс. прапорщиков уволено в
связи с оргштатными мероприятиями. По состоянию на январь 1999 г. подготовлены документы на
увольнение еще 3000 военнослужащих, среди которых 46 генералов (из них - 15 генерал-полковников). Своим
достижение командование ВВС считает полный расчет со всеми уволенными. Однако обеспечить
всех жильем до настоящего момента не удалось.
Формируется и новая структура ВУЗов ВВС. В ее составе будет одна академия (ВВА им.
Ю.Гагарина), два университета, созданные на базе академии ПВО и ВВИА им. Жуковского, а также 7
институтов, которые ранее именовались военными училищами.
Хотя напряженность в мире в последние
годы существенно снизилась, обстановка в воздушном пространстве и вблизи него заставляет
нести боевое дежурство. В его ходе радары провели свыше 100 тыс. целей, в том числе около 500
самолетов-разведчиков. Зарегистрировано более 20 нарушений воздушных границ (в основном
дрейфующими аэростатами). ВВС посадили один боевой самолет, несанкционированно вошедший в
воздушное пространство России. Беспокойство командования ВВС вызывает деятельность частных
авиакомпаний, многие из которых в условиях отсутствия ответственности за нарушения правил
полетов отказываются соблюдать дисциплину в воздухе.
Hесмотря на экономические трудности
командование ВВС стремится поддерживать силы и средства в боеготовом состоянии. По состоянию на
конец года исправность техники удалось поднять до 65-70%, а в дальней авиации - до 85-90%. Сенсацией
стала демонстрация возможностей 37-й ВА, когда четыре из шести Ту-160 поднялись в воздух с
крылатыми ракетами на борту. Ранее отечественные и зарубежные эксперты считали, что боеготовы
лишь два таких самолета.
По заявлению Анатолия Корнукова в каждом авиаполку существует одна эскадрилия
опытных летчиков, которые способны выполнить любое задание. Боеготовые стратегические
бомбардировщики круглосуточно обеспечены экипажами. Этого удалось добиться несмотря на
очень низкий среднегодовой налет пилотов ВВС - 21 час (планы предусматривали 28 часов). Минимально
необходимый показатель составляет 80 часов, в ведущих армиях мира летают по 200 и более часов.
При этом распределение налета очень неравномерно. Хуже всего дело обстоит во фронтовой и истребительной авиации (10 часов). Hа
среднем уровне находятся штурмовая и дальняя авиация - соответственно 20 и 21 час. В среднем по 63
часа в год летают транспортники, часть которых выполняет кроме плановых еще и коммерческие рейсы.
Доля ВВС в бюджете МО постоянно снижается. В 1992 г. она составляла 20%, в 1998 г. - всего
9%. Мировая тенденция - выделять на развитие военной авиации около 30% военных расходов.
Генерал Корнуков отмечает, что "такое распределение нашего бюджета не соответствует
вкладу ВВС в обеспечение военной безопасности страны".Хуже всего финансировались закупки
техники для ВВС. Эти потребности удовлетворялись на 9,4% в 1996 г., на 3,4% в 1997 г. и лишь на 1,6% в 1998 г.
За прошедший год ВВС определили свою техническую политику и начали претворять ее в
жизнь. Основной ее лозунг - нам нужны многофункциональные самолеты. Первым номером
здесь идет Су-27ИБ (Су-34), который должен стать основой ударной и разведывательной авиации.
Отметим, что именно МиГ-25Р и Су-24 потребуют замены
в первом десятилетии следующего века. Испытания Су-27ИБ (Су-34) завершаются. Он способен применять
практически любое современное оружие класса "воздух-воздух" и благодаря этому может
осуществлять прикрытие объектов и вести маневренный воздушный бой. Параллельно дан старт
программе переоборудования МиГ-29 в многофункциональный вариант, близкий по своим
возможностям к МиГ-29СМТ, однако более дешевый. В связи с появлением МиГ-29УБТ, специально
предназначенного для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям,
заместитель главкома ВВС по вооружению Юрий Клишин заявил, что перспективные истребительные
авиаполки будут иметь по несколько этих машин в дополнение к МиГ-29СМТ. Программа модернизации
появилась и в отношении части Су-27 (Су-27П, входившие ранее в авиацию ПВО, дорабатываться не
будут). Hовая авионика для самолетов Су-27 и Су-30 уже спроектирована и проходит стадию наземных и
летных испытаний. В результате основные фронтовые истребители ВВС приобретут
возможность использовать современное ракетное оружие классов "воздух-воздух" и
"воздух-земля".
Анатолий Корнуков в публичных выступлениях не отрицает возможности серийного
производства новейшего МФИ через 10-12 лет, публичная выкатка которого состоялась 12 января
1999 г. Однако, по мнению экспертов, основная ставка сделана на более легкий и дешевый истребитель
ЛФИ, в который должны воплотиться технологии и
конструктивные решения МФИ и С-37, а также Як-141. С
этим проектом связывают планы углубления сотрудничества (и, возможно, последующего
слияния) конструкторских бюро имени Микояна, Сухого и Яковлева.
В соответствии с решением правительства со следующего года начнется
разработка перспективного самолета-ракетоносца с мощным вооружением, который станет преемником
Ту-160. Другой стратегический самолет - Ту-95МС -
будет дорабатываться. ВВС не приняли окончательного решения о выборе нового
учебно-тренировочного самолета (УТС). И МиГ-АТ, и Як-130 имеют недостатки, которые фирмы, по словам
Анатолия Корнукова, "упорно не желают устранять". Речь прежде всего идет о том, что
новый УТС должен быть оснащен двигателями и авионикой российского производства. Кроме того,
ему следует придать возможность применять ракетное вооружение. Определены направления
совершенствования авиапарка Военно-транспортной авиации (ВТА). Подлежат
модернизации самолеты Ан-124 и Ан-22, а самые массовые транспортники - Ил-76 - будут
поддерживаться в исправном состоянии. ВВС в настоящее время не могут закупать
усовершенствованную модель Ил-76МФ с двигателями ПС-90А, однако от ее производства в дальнейшем
отказываться не собираются. Есть решение о принятии на вооружение российско-украинского
самолета Ан-70, хотя у этого самолета, с точки зрения военных авиаторов, еще много недостатков.
Главком ВВС считает, что ресурс основных самолетов ВТА перекроет ближайшие 20 лет.
Поскольку в результате сокращения частей и соединений высвободилось довольно
большое количество ВВТ, Военно-воздушные силы сформулировали и направили в "Росвооружение" и "Промэкспорт" предложения о реализации излишней техники
иностранным заказчикам. Вырученные деньги должны помочь выполнению масштабных научно-технических программ ВВС. Первым реализованным подобным проектом стала продажа
Су-27, Ми-8, вооружения и имущества в Эфиопию. Анатолию Корнукову не удалось убедить
политическое и военное руководство в необходимости выкупа у Украины стратегических
бомбардировщиков Ту-160. Он поднял эту тему немедленно после назначения на должность, однако
уже 25 марта 1998 г. было сообщено о решении президента России о том, что самолеты покупаться
не будут.
БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС РОССИИ
(по данным ежегодника The Military Balance, издаваемого Лондонским институтом стратегических исследований)
Дальняя авиация | ||
---|---|---|
Всего боевых самолетов (1), в т. ч. | 191 | |
Стратегическая авиация, в т. ч. | 66 | |
Ту-160 | 6 | |
Ту-95МС | 60 | |
Дальние бомбардировщики | Ту-22М3 | 125 |
Самолеты-заправщики | Ил-78 | 20 |
Фронтовая авиация | ||
Всего боевых самолетов (2), в т. ч. | свыше 1800 | |
Ударная авиация, в т. ч. | 725 | |
Фронтовые бомбардировщики | Су-24 | 475 |
Штурмовики | Су-25 | 250 |
Фронтовая истребительная авиация, в т. ч. | 415 | |
МиГ-29 | 315 | |
Су-27 | 100 | |
Разведывательная авиация, в т. ч. | 200 | |
МиГ-25Р | 40 | |
Су-24МР | 160 | |
Истребительная авиация ПВО | ||
Всего боевых самолетов (3), в т. ч. | 965 | |
МиГ-31 | 425 | |
Су-27 | 275 | |
МиГ-23 | 100 | |
Самолеты ДРЛО и управления | А-50 | 20 |
Военно-транспортная авиация | ||
Всего самолетов (4) | 340 |
Примечания:
(1) Тяжелые бомбардировщики вне строевых частей ВВС: в испытательных частях, КБ
или заводах - 8 Ту-95 и 6 Ту-160, на хранении 40 списанных Ту-22М2, ожидают разделки 92 Ту-22, в
учебных частях 5 Ту-95 и 10 Ту-22М.
(2) В общее число самолетов фронтовой
авиации включены примерно 250 боевых самолетов МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27 находящихся в составе
центров боевой подготовки и переучивания летного состава. Кроме того, до 1000 самолетов
МиГ-23, МиГ-27, Су-17 находятся на хранении.
(3) В общее число боевых самолетов
включены 165 МиГ-23, находящихся на вооружении военных училищ. Кроме того, около 300 МиГ-23 и МиГ-25 находятся на хранении.
(4) Кроме того, до 250 транспортных и пассажирских самолетов находятся в составе
отдельных формирований вне ВТА.
Сергей Сокут, заместитель ответственного редактора "Hезависимого военного обозрения".