Содержание

«История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг»

Глава 10. Самолеты ОКБ А.С. Яковлева

Проекты боевых самолетов

Як-2АМ-11. Двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия. На его базе предусматривалось создание двухместного разведчика с четырьмя аэрофотоаппаратами для дневной съемки. Два ТРД AM-11 с тягой по 4000 кгс и по 5000 кгс на форсированном режиме.
    В постановлении правительства от 10 июня 1954 г. предусматривались следующие характеристики: максимальная скорость 1350... 1400 км/ч на высоте 10000 м для перехватчика и 1400...1500 км/ч для разведчика, максимальная дальность (с подвесными баками) 3000 (4000) км. Вооружение перехватчика: три пушки НР-30 и, в перегрузку, реактивные снаряды разных типов, прицел - РЛС "Сокол". Срок предъявления на государственные испытания перехватчика - четвертый квартал 1955 г., разведчика - второй квартал 1956 г. 30 марта 1955 г. в связи с отсутствием двигателей AM-11 работы по этим самолетам были прекращены.
Як-2ВК-11. Двухместный высотный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик и на его базе - разведчик. Два ТРД ВК-11 с тягой по 4500 кгс и по 9000 кгс на форсированном режиме. Постановлением правительства от 15 августа 1956 г. предписывалось построить пять экземпляров бомбардировщиков и первый из них предъявить на летные испытания в первом квартале 1958 г., на государственные - в четвертом квартале 1958 г.
    Разведчик нужно было предъявить на контрольные испытания ВВС в третьем квартале 1958 г. Заданные характеристики бомбардировщика: максимальная скорость 1300 км/ч (на форсированном режиме 2500 км/ч); дальность полета с остатком топлива 5 % 2500 км; практический потолок 20 000...21 000 м, разбег-пробег 1300 м; бомбовая нагрузка нормальная 1200 кг, максимальная -1000 кг. Разведчик должен был иметь дальность 2500 км и практический потолок 22 000 м.
    Приведенные летные характеристики значительно выше, чем данные для Як-28.

Як-30, Як-32, Як-34. Сверхзвуковые двухместные фоторазведчики.
Два ТРД ВК-13 с тягой по 7100 и 10 000 кгс на форсированном режиме. Общая схема, как у Як-28. Угол стреловидности крыла 45°. В отличие от Як-28 самолеты имели площадь крыла 70 м2 и более совершенную аэродинамику.
    Обозначение Як-30 использовалось также в 1948 г. для истребителя с ТРД "Дервент" и в 1960 г. для реактивного учебно-тренировочного самолета. Одноместный спортивный вариант последнего имел обозначение Як-32.
    Модели Як-30 испытывались с сентября 1957 г., а модель варианта Як-30В - в августе - октябре 1959 г. Полетная масса нормальная 29 600 кг, с подвесными баками - 34 900 кг. Запас топлива 11 000 и 16000 кг. Максимальная скорость 2450 км/ч, практический потолок 17 900 м, дальность полета 3700 км и 5300 км с подвесными баками.
    Работы по Як-32 были доведены до эскизного проекта, подписанного А.С. Яковлевым 25 мая 1959 г. Ведущий инженер II.Г. Колпаков. Самолет предназначался для разведки днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в большом диапазоне скорости и высот. Проект разрабатывался в соответствии с постановлением правительства от 31 июля 1958 г. Срок предъявления на государственные испытания - первый квартал 1960 г. Двигатели ВК-13 или АЛ-7Ф1. Размах крыла 14,52 м, длина самолета 24,60 м, площадь крыла 70 или 60 м2, удлинение 3,52, сужение 1,22, профиль в корневой части П-53, в консольной - С12-С с относительной толщиной соответственно 4,2 и 5,0%. Полетная масса нормальная 23 500 кг, с подвесными баками 27 000 кг (запас топлива 7500 и 10500 кг). Масса груза (фотобомбы) 1500 кг. Максимальная скорость 2500 км/ч, практический потолок 21 000 м, дальность с остатком топлива 7 % 2600 км и 3600 км с подвесными баками. Для улучшения обтекания на больших углах атаки крыло снабжено законцовками и выдвинутыми вперед отогнутыми носками на консольной части. Это значительно повышает маневренность самолета, устойчивость по перегрузке и в диапазоне малых скоростей устойчивость по скорости. Двойная система продольного управления состоит из переставного стабилизатора, осуществляющего балансировку самолета, и руля высоты для быстрых вертикальных маневров. Применение необратимых бустеров по всем каналам управления дает возможность получить нормированные значения усилий при управлении самолетом. С учетом разогрева конструкции применены детали из стали и титана. Самолет допускает эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Проектирование продолжалось до 1960 г.
    Як-34 должен был иметь скорость 3000 км/ч, практический потолок 21 000...22 000 м, дальность 3400 км (2200 км при скорости 2500 км/ч). В марте 1962 г. ОКБ предложило вариант Як-34Р с двигателями Р21-300 (Р21А-300). Срок сдачи на летные испытания - четвертый квартал 1965 г. Проектирование было прекращено в 1963 г.
Як-33. Семейство сверхзвуковых перехватчиков, бомбардировщиков, разведчиков. Проектирование было начато в 1964 г.
Як-35МВ (маловысотный). Истребитель-перехватчик с ТРД РД11-300, предназначенный для уничтожения воздушных целей на высотах 200...10 000 м при использовании аппаратуры "Воздух-1". Проект разрабатывался в соответствии с постановлением правительства от 4 июня 1958 г. В четвертом квартале 1961 г, самолет должны были предъявить на государственные испытания. Максимальная скорость полета у земли была необычно большой по тем временам - 1300 км/ч, на высоте 10 000 м - 1550 км/ч. Запас топлива 6000 кг. Прицел радиолокационный "Пантера-2" с дальностью захвата 30 км. Вооружение состояли из двух самонаводящихся ракет К-35 с дальностью захвата 18 000 м. Проект оставался в планах ОКБ в 1958 - 1960 гг.

Помогали:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100