«История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг»
Глава 9. Самолеты ОКБ П.В. Цыбина
Пилотируемый самолет-аналог НМ-1
По размерам и конструкции в целом модель НМ-1 (рис. 219, 220) подобна РСР. Двигатели АМ-5. Полезная нагрузка состояла
из различной исследовательской аппаратуры. Центровка самолета 25,5 % САХ обеспечивалась балансировочным грузом, расположенным в более короткой, чем у РСР, носовой части (из-за
отсутствия боевых систем). Фюзеляж состоял из трех частей: носовой, центральной и хвостовой. В фюзеляже размещались два
топливных бака и бак для гидросмеси, в хвостовой части — тормозной парашют. Шасси НМ-1: основная опора в виде лыжи,
расположенная впереди центра масс, хвостовое колесо, две поддерживающие опоры под гондолами двигателей, двухколесная
взлетная тележка, крепившаяся к лыже. После взлета на высоте
150 м предусматривался сброс тележки с парашютом.
Рис.219. Экспериментальный самолет НМ-1 |
В результате предварительных летных испытаний было установлено следующее: самолет устойчиво выдерживает направление взлета; органы управления эффективны начиная со скорости 60 км/ч; при разбеге и пробеге при скорости 100...200 км/ч есть тряска; взлет затруднен из-за большого усилия на ручке; имеются покачивания по крену в полете; самолет обладает хорошей летучестью при посадке; по управлению, выполнению взлета, построению расчета на посадку и выполнению посадки НМ-1 проще, чем самолеты марок Су и МиГ. В дальнейшем летные испытания НМ-1 были остановлены.