«ШЛИ со временем»
1947-1997
«Я всю жизнь стоял на ковре»
Вспоминает Л.М.Нестерук
«Кандидатов в слушатели Школы летчиков-испытателей первый начальник ШЛИ генерал-майор Михаил Васильевич Котельников отбирал сам лично. Он ездил по войсковым частям, изучал характеристики и летные книжки претендентов, беседовал с ними, а при расставании говорил: «Ждите вызова».
Вызов я получил, прошел собеседование, сдал экзамены и был зачислен слушателем ШЛИ. 8 Школе меня особо ничего не поразило. Тренажеров тогда не было, летал на истребителях, а также на Ту-2, Ил-12, Ил-10, Ли-2, УТ-2 и других типах самолетов. Всех своих учителей, инструкторов и преподавателей Школы помню. Это и Борис Мельников, и Марк Галлай, и Виктор
Елисеевич Бойко, и Иван Макарович Стрельченко, и Леонид Иванович Тарощин, и Михаил Дмитриевич Романов и многие другие. Всем им я благодарен.
По окончании Школы нам выдали дипломы, которые приравнивались к
диплому авиационного техникума. Мне было присвоено знание — летчик-испытатель 3-го класса. Позже, начиная с 3-го набора, выпускникам стали выдавать Свидетельства об окончании ШЛИ.
После окончания Школы я один год проработал у Гризодубовой, с 1950 по 1954 г. — летчиком-испытателем ЛИИ, а в 1954 г. Михаил Михайлович Громов перевел меня на Горьковский авиационный завод имени С.Орджоникидзе. Там я испытывал самолет МиГ-17.
В 1955 г. меня откомандировали с завода в распоряжение Главнокомандующего ВВС, с «легкой руки» которого я попал на
центральный полигон в Ахтубинске, где прослужил до 1957 г., а потом демобилизовался.
Вернулся в ЛИИ, где сначала работал оператором, потом вновь прошел летную комиссию и стал работать летчиком-испытателем 3-го класса. Затем получил Свидетельство летчика-испытателя 2-го класса. Летал я до 1962 г., налет составляет порядка 4000 часов. В моем арсенале в основном истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Як-27, Ла-5, Ла-9, Ла-15, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и другие.
Как в любой летной практике, у меня были и неординарные случаи. Чтобы не утомлять, расскажу лишь об одном, который подтверждает, что благими намерениями устлана дорога в ад. Задание было простое. Взлетели три самолета: ведущий Вася Комapoв на МиГ-15 должен был катапультировать манекен на скорости 1000 км/ч, я на МиГ-19 с малой дистанции должен был сфотографировать прохождение кресла над килем, а Юра Юмашев на Як-25 должен был сфотографировать всю траекторию движения кресла.
После взлета на моем самолете шасси в убранном положении не встало на замки, и бустеры оставили управление в посадочном режиме, а это значит, что малые отклонения ручки
ведут к большим отклонениям руля высоты. Если бы я выполнял задание один, то прекратил бы полет, но нас было трое, и я решил продолжить полет, надеясь справиться с управлением. С
выходом на боевой курс и разгоном управлять машиной становилось все труднее. При скорости 1 000 км/ч при нажатии кнопки съемка» самолет резко потерял устойчивость и резко взмыл вверх, а затем резко с отрицательной перегрузкой нырнул вниз, Меня буквально оторвало от кресла, я только успел сбросить обороты двигателя. Внезапно раскачка прекратилась, отрицательная перегрузка поставила шасси на замки, и бустеры сработали на скоростной режим. Самолет оказался в вертикальном положении. Во избежание срыва в штопор на малой высоте я с большим трудом свалил самолет на крыло и, перейдя в пикирование, вывел его на безопасную высоту. Затем произвел посадку. Все обошлось благополучно. Но могло быть иначе, не окажись «большого окна» в нижнем слое облачности. На этот раз мне сопутствовала удача. Однако полностью задание я не выполнил, причем по своей вине, а потому в данном случае мне пришлось оправдываться.
А вообще, у меня такое ощущение, что я всю жизнь «стоял но ковре»: «виноват — исправлюсь».
Может, что-то не сложилось в моей карьере, в чем-то виноват я сам, по молодости и бесшабашности совершено немало глупостей и ошибок. Но если бы сложилось все иначе, я бы не был Леней Нестеруком. Я счастлив по жизни. У меня два сына — Александр и Леонид. Оба стали летчиками, один из них прошел через Афган. У меня два внука — замечательные мальчуганы. А самое мое большое счастье — мой ангел-хранитель Елизавета Евдокимовна — моя жена, с которой мы вместе с 1950 года.
Я же до конца остаюсь верен авиации, горжусь нашими успехами, с болью переживаю сегодняшний хаос и развал, но верую — авиация выстоит. И еще, уже прошло 12,5 лет, как я «завязал» с алкоголем. Может, и поздновато, но лучше поздно, чем никогда».
Я прощаюсь с Леонидом Михайловичем, человеком, понюхавшим порох на войне, да и мирная жизнь была как пороховая бочка. Леонид Михайлович и в пожилом возрасте остается летчиком-испытателем: у него присутствуют бодрость духа, хорошее чувство юмора, удивительный внимательно-пристальный
взгляд серо-стальных глаз, он ни на кого не держит зла, а потому я щедро прощаю ему все его слабости и ошибки молодости.
А.Пантюхина
< < Л.М.Нестерук | В.П.Васин > > |