«ШЛИ со временем»
1947-1997
«Наш пятый набор был самым большим»
Петр Максимович ОСТАПЕНКО
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1973), мастер спорта СССР международного класса (1975), Герой Советского Союза (1971). Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков (1951), Школу летчиков-испытателей (1958). С 1958 по 1983 г. работал [1] в ОКБ А.И.Микояна. Провел летные испытания ряда опытных сверхзвуковых реактивных самолетов. Установил 5 мировых рекордов скорости и высоты полета на самолетах Е-166, Е-266 и Е-266М. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями.
В 30-х гг. летчиками мечтали стать все юноши, тем более мои друзья, но так получилось, что летчиком удалось стать только мне одному. Мои закадычные друзья выбрали другие профессии: геолога, строителя, преподавателя, сталевара, шофера.
С 1947 по 1957 гг. я учился в Армавирском авиационном училище и остался там же работать инструктором. Хорошие это были годы, но очень трудные... Однажды во время очередного партсобрания полка, когда лектор читал доклад, а мы слушали, инструктор Гриша Калиманов сзади толкает меня в спину и спрашивает об образовании (10 классов вечерней школы я окончил в 1953 г.) и говорит, что пришла разнарядка в Школу
летчиков-испытателей. Я встаю и иду в президиум собрания к командиру полка. «Пошлите меня». — «Куда?» — «В Школу испытателей». — «Потом, потом, иди...» После собрания всех отпускают, а руководство полка и командиры эскадрилий приглашены к командиру полка. Летчики собрались у двери кабинета и ждут решения школьного вопроса. Из кабинета КП доносится: «И последнее. Пришла разнарядка направить летчика в Школу испытателей, возраст 28 лет, налет 800 часов... От этого вопроса надо отказываться...» И тут же Грищерук (мой командир эскадрильи): «Сколько лет Остапенко?» Кто-то ответил: «В прошлом году ему отмечали 30 лет». (Мне исполнилось 29 лет 17 сентября 1957 г.) «Его и пошлем».
3 января 1958 г. в незнакомом ранее городе Жуковском я с трудом отыскал улицу Кирова, общежитие Школы летчиков-испытателей и ее обитателей.
Наш набор (пятый после организации Школы) необычный: мы были первым набором, демобилизованным из армии. До этого летчики-испытатели оставались военными в счет 1000 (был такой термин}. Что было характерным для нашего набора? В нашем наборе было много летчиков, окончивших аэроклубы и ранее демобилизованных из армии в связи с сокращением. В сумме получалось 10+10+10 — это был самый большой и сложный набор.
Оформление всех необходимых документов заняло целый январь, но параллельно мы
уже слушали лекции, а в феврале вышли на аэродром, который поразил слушателей обилием необычной техники и пространством, а самое главное - ее обитателями.
Нам читали лекции великие аэродинамики-двигателисты, управленцы Пашковский, Романов, Васильченко и др.
Летали с летчиками-испытателями, о которых слышали не только в армии, но и в далеком детстве, — братьями Коккинаки, Г.Седовым, М.Галлаем, С.Анохиным, А.Якимовым,
И.Сухомлиным, Амет-хан Султаном, В.Комаровым, Ф.Бурцевым, А.Щербаковым.
Процесс обучения летно-испытательному мастерству отличался от армейского подхода к полету, основа его заключалось в доверии, даже когда самолет был многотонным. Принцип был такой; изучил, сдал зачеты — лети. Не уверен — тренируйся на земле, в кабине, учи, спрашивай, тебе все придут на помощь, не гонят, а ты сам доходи до кондиции. И это помогало в будущем. Слетал самостоятельно — расскажи, что видел, чувствовал при выполнении попета, а от качества отчета инструктор определял, что ты собой представляешь и что тебе еще можно доверять.
Естественно, мы стремились быстрее вылететь на следующем типе самолета и старались не подводить инструктора.
Все было организовано небольшим коллективом Школы летчиков-испытателей в системе МАП. Начальник ШЛИ в те годы Иван Петрович Полунин великолепно организовал процесс и последовательность теоретической подготовки и полетов нашего набора. Мы очень его уважали. Заместитель начальника ШЛИ по летной подготовке Василий Архипович Комаров — душа всего коллектива и основной методист в подготовке всех специалистов-испытателей, в том числе и наземного состава. Инструктор нашей группы Михаил Кондратьевич Агафонов — коренастый великан, походил на медведя, но муху никогда не обидел, добрейшей души человек, исключительно требовательный к любым мелочам, беззлобно, необидно, доходчиво на земле и в воздухе добивался нужного ему результата. Профессионально делал из нас будущих испытателей.
Такими же инструкторами были Б.В.Мельников, Н.И.Нуждин, Г.С.Тегин, Л.В.Фоменко, М.М.Котельников. Великолепные штурманы В.Ф.Токаев, И.Ламтев и радист В.Шестухин.
Обучение в Школе для части нашего пятого набора было очень коротким. Все 30 человек начали изучать теорию в январе, летать — чуть ли не в мае, а в сентябре 1958 г. нас, 12 человек: О.В.Гудкова, Ю.А.Шевякова, Е.С.Соловьева
и В.П.Резниченко — выпустили летчиками-испытателями 3-го класса и направили в ЛИИ; Ю.В.Курлина - в ОКБ О.К.Антонова; А.В.Федотова, И.Н.Кравцова, П.М.Остапенко — в ОКБ А.И.Микояна; несколько человек направили на Новосибирский авиационный завод
и в Комсомольск-на-Амуре, остальные слушатели учились по полной программе еще год.
50-е гг. в авиации были посвящены освоению реактивной техники. По прибытии в ОКБ А.И.Микояна нас сразу же запрягли на предшественники МиГ-21, т.е. мы стали систематически летать на скоростях, превышающих в 2 раза скорость звука, что сопровождалось большими трудностями: формы самолета не позволяли летать на больших скоростях, а силовая установка — входной канал и двигатель — требовали тонкой регулировки. Очень много труда и времени заняло освоение сверхзвуковых режимов полета. Кроме того, ранее существующее прицельное и пушечное вооружение заменялось локаторами и ракетами. Вот в эту «кухню» нас и «запрягли», и мы в нее «окунулись» с огромным энтузиазмом. Мы узнали, как бороться с помпажом двигателя — входного канала, что такое реверс и малые запасы путевой и поперечной устойчивости самолета. Мы стали видеть при помощи локатора цель на расстоянии в 20 километров, научились стрелять по цели, не видя ее визуально, а по отметке на экране радиолокатора. Этими вопросами занимались мы — А.Федотов, И.Кравцов и я — в КБ А.И.Микояна, этими же проблемами занимались и летчики-испытатели в КБ П.О.Сухого и А.С.Яковлева. Этим же занимались и в ЛИИ пришедшие сюда наши выпускники — О.В.Гудков, Е.С.Соловьев, Ю.А.Шевяков.
Наши товарищи основательно «вклинились» в испытания самолетов марки «Су», «Як», «Ту», «Aн». Летали на всем, что может летать.
5-й выпуск ШЛИ вместе с летчиками-испытателями других выпусков вполне справился с поручаемым делом. Самолеты, испытанные нами, до сих пор возят пассажиров и грузы, защищают границы, летают над всеми континентами земного шара.
Семь человек из нашего выпуска стали Героями Советского Союза и России, 18 — орденоносцами и заслуженными летчиками-испытателями СССР.
К великому сожалению, после долгих лет работы погибли замечательные летчики-испытатели 5-го выпуска: О.Гудков, И.Кравцов, Е.Соловьев, А.Федотов, Ю.Юмашев, В.Смолин, А.Цыганков.
Другие наши выпускники — Ю.Андреев, В.Черняев, В.Резниченко, В.Дремов, В.Бочкала — не выдержали испытательной роботы и покинули коллективы.
Однако хочется рассказать о лучшей части выпускников 1958/59 г. Во-первых, об Александре Васильевиче Федотове. Александр Васильевич стал испытателем в 26 лет, фанатик полетов. Например, вызывает генеральный конструктор в Москву к такому-то времени. Саша слетает, если есть на чем, а потом опаздывает к генеральному, а Артем Иванович ему и нам прощал опоздание, если оно было связано с испытательным полетом. Александр Васильевич был очень дотошным человеком, скрупулезно подходил к любому заданию, стремясь получить научный результат, что было очень трудно. Став
шеф-пилотом ОКБ А.И.Микояна в 1962 г., Федотов сумел развить школу отношений между летчиками и ведущими инженерами и всеми наземными специалистами, готовившими самолет к полету.
Профессиональную культуру во взаимоотношениях между летным и наземным персоналом Александр Васильевич всегда ставил во главе производственного процесса, в организации которого возникали определенные трудности, с чем он умел справляться. Ему было доверено поднимать первым самолеты МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31 и многие другие модификации истребителей ОКБ им. А.И.Микояна. Он первый из 5-го выпуска стал Героем Советского Союза
[2]. Он был инициатором исследования многих авиационных проблем и вместе с учеными КБ, ЛИИ, ЦАГИ находил решения, которые помогали и летчикам, и инженерам. Его именем названа Школа летчиков-испытателей
МАП.
Олег Васильевич Гудков, Юрий Алексеевич Шевяков, Евгений Степанович Соловьев были направлены в ЛИИ, где сумели в короткий срок достичь уровня летного мастерства корифеев испытаний: С.Н.Анохина, Г.М.Шиянова, В.П.Васина, Ф.И.Бурцева и многих других. Не без их помощи Олег Васильевич Гудков вскоре стал помощником у командира отряда Валентина Петровича Васина. Ю.А.Шевяков и Е.С.Соловьев освоили весь авиационный парк ЛИИ и стали одними из лучших летчиков-испытателей Института.
Со временем мои друзья выросли, окрепли. Олег Гудков стал командиром отряда летчиков-испытателей ЛИИ, Героем Советского Союза и летным корифеем Института. К сожалению, он погиб в 42 года.
Евгений Степанович Соловьев со временем перешел в КБ П.О.Сухого, где занял достойное место среди коллег, он стал заслуженным летчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза. Он был заядлым туристом, с которым мне довелось побывать на Волге, Урале и в лесах Подмосковья. Евгений погиб в 1978 г.
Юрий Алексеевич Шевяков, заслуженный летчик-испытатель СССР, после долгих лет работы в ЛИИ перешел в КБ А.С.Яковлева, где летал на всех самолетах фирмы. Я с ним 5 лет учился в МАИ, он помогал мне решать многие житейские проблемы.
С названными людьми, моими коллегами по роботе и друзьями, прошла большая часть моей жизни.
Вместе с нами выпустили Юрия Владимировича Курлина, которого направили в Киев в ОКБ О.К.Антонова. Там же работали Владимир Иванович Терский и Анатолий Михайлович Цыганков. Толя Цыганков рано погиб на Ан-8РУ, а Ю.Курлин стал Героем Советского Союза и
вместе с В.Терским сейчас живут в заграничном Киеве.
Юрий Никитович Харченко многие годы проработал в Новосибирске. Евгений Александрович Горюнов работал в ОКБ А.Н.Туполева и провел в воздухе во время испытаний не одну тысячу часов.
- Он и сейчас работает в ОКБ (прим. - А.А.Симонова)
- Вместе с ним героями стали Ю.В.Курлин и Е.С.Соловьев. А.В.Федотов первым из 5-го выпуска стал заслуженным летчиком-испытателем СССР.
П.М. Остапенко,
заслуженный летчик-испытатель СССР,
Герой Советского Союза
< < А.Д.Бессонов | Э.П.Княгиничев > > |