Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Настойчивость — залог успеха

Николай Анатольевич ЖЕН

   Он может рассказывать о своих вертолетах бесконечно. И сам он, пожалуй, такой же основательный, как и машины, подчиняющиеся ему. Николай Анатольевич упрям и настойчив в достижении цели. Свидетельство тому — авиация, путь к которой был достаточно тернист, а дорога в ШЛИ, как ни странно, пролегла через Китай. И все же он поступил в заветное учебное заведение, хотя возраст по стандартным меркам был запредельным. Николаю в то время исполнилось 32 года. А еще о таких, как Николай Анатольевич, говорят — трудяга, и он по праву получил почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

   В первый день зимы 1928 г. на Дальнем Востоке, на прииске Дамбуки, что расположился на берегу реки Зея (сейчас на этом месте Зейское водохранилище), родился Коля Жен. Семья была необычной: отец — китаец, мать — русская. Многое получил мальчик в этой интернациональной семье. От отца он взял обстоятельность, уравновешенность, немногословие, умение все делать своими руками. От матери достались добрый нрав, душевность, расположенность к людям, искренность. Коля рос любознательным ребенком. Учась еще в первом классе, он как-то в книжном магазине купил книгу «Хочу быть летчиком». Книга настолько его захватила, что он прочитал ее несколько раз. Как завораживающая музыка звучали необычные и непонятные слова: лонжерон, нервюра, стрингер, шпангоут, киль, стабилизатор, центроплан и другие. И Коля по этой книжке начал учиться летать.
   На прииск изредка прилетали самолеты По-2. Это было большим событием. Школа располагалась рядом с площадкой, и мальчишки как оголтелые бежали смотреть на чудо. Однажды Николай увидел самолет, лежащий вверх колесами. Машина выкатилась с ровной площадки и на ухабах перевернулась. Беззащитность железного коня настолько изумила мальчика, что после этого он твердо решил стать летчиком. Да и время было . замечательное, героическое: полеты Коккинаки, Чкалова, Громова, Осипенко. Страна ликовала и пела: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»
   В 1946 г. отец демобилизовался, и впервые состоялся мужской разговор с сыном о его будущей профессии. Отец очень хотел, чтобы Николой стал горным инженером. Однако повзрослевший юноша решил не отказываться от своей мечты, он поступил в Казанский авиационный институт и начал учиться летать в аэроклубе. Мысли о том, чтобы стать летчиком-испытателем, у него тогда еще не было, она зародилась несколько позже благодаря летчику-испытателю Николаю Николаевичу Аржанову, впоследствии заслуженному летчику-испытателю, Герою Советского Союза. Жен на всю жизнь запомнил его слова: «Летай, Копя, хоть на воротах, но летай!»
   В аэроклубе ребята летали на самолетах У-2 (По-2], Ут-2, Як-18 и на вертолете Ми-1. Правда, на вертолете Ми-1 вылететь Николай не успел из-за командировки в Китай, но об этом несколько позже.
   После окончания института, проходя заводскую практику, Николай пошел на прием к главному инженеру Казанского самолетостроительного завода Белявскому. Тот внимательно выслушал молодого специалиста и сказал: «Инженеры-летчики нам нужны» — и посоветовал попросить распределительную комиссию направить Николая Жена на завод.
   Однако в комиссии возникли некоторые трудности. Вначале Жена распределили на Дальний Восток, в г. Арсеньев. И лишь на второй день комиссия, смилостивившись, удовлетворило просьбу Николая.
   Вертолетный завод в войну выпускал По-2, потом комбайны, а в 50-е гг. начал выпускать вертолеты Ми-1. Свою карьеру Николай начал с написания технологических инструкций по технологической обработке вертолета Ми-4. За десять лет работы на заводе Николай прошел путь до ведущего инженера по летным испытаниям. А как хотелось летать! Иногда он и летал... за бортмеханика, а так как он умел держать «ручку управления» и вертолет по горизонту, то летчики-испытатели давали возможность попилотировать.
   Мечта стать летчиком не отпускала, и с удивительным упорством он продолжал писать в Управление летной службы МАП. Ответы приходили отрицательные.
   И вдруг, о чудо, он получил вызов на проверку техники пилотирования. Было это зимой, погода стояла — хуже некуда, прождал он две недели, как говорится, у моря погоды, нервничал ужасно, переволновался, тем более что зимой он раньше не летал. Проверял Жора Тегин, наставил «трояков», начальник Школы летчиков-испытателей И.П.Полунин вынес вердикт: «Летаешь плохо, нет данных для работы испытателем». Однако духом Николай не падал, продолжал летать в аэроклубе и на заводе, куда часто приезжал Михаил Леонтьевич Миль — генеральный конструктор КБ по вертолетостроению. Однажды Николай подошел к нему с летной книжкой, тот внимательно посмотрел ее и предложил Жену перейти работать в ОКБ на ЛИС летчиком-испытателем, однако парторг В.С.Отделенцев предложил рекомендовать Николая в ШЛИ, чтобы впоследствии он работал в филиале ОКБ в Казани.
   Доверие, которое оказал М.Л.Миль Николаю Жену, тот с честью оправдал за тридцатилетний период своей испытательной работы, внеся значительный вклад в работу ОКБ им. МЛ.Миля. В начале 90-х гг. Владимир Семенович Отделенцев вручил Николаю медаль имени М.Л.Миля.

   В ШЛИ в первом наборе вертолетчиков Жен был в списке кандидатов, но в это время ему предложили поехать в Китай внедрять в серийное производство вертолет Ми-4. Выбор пал на Николая не случайно. Он подходил к этой миссии как никто иной. Этот отрезок жизни — яркая страничка в биографии Николая.
   Однако расставаться с идеей стать летчиком-испытателем Жен не собирался, и он позвонил начальнику Управления летной службы МАП Л.В.Чистякову, тот пообещал взять его в следующий набор. Но чтобы попасть в следующий набор, пришлось снова обращаться к М.Л.Милю, и причиной тому стал возраст — 32 года. А как известно, летчики, как и балерины, имеют определенные ограничения по этому фактору.

   В Китае Жену поручили заниматься сборкой вертолетов и обучением и подготовкой китайцев к летным испытаниям поставляемой техники. Работать с ними было очень трудно — поскольку в это время уже началась «культурная революция», главенствовал лозунг: «Смело думать, смело решать», они не очень-то обращались к специалистам, и потому пришлось больше самим проявлять инициативу: проводить занятия, учить работать по чертежам и по нашей технологии. Китайские товарищи собрали 15 вертолетов и все их облетали. Один вертолет даже переоборудовали в салон для выставки в Пекине. В Китае приходилось быть все время начеку, так как можно было ожидать самых разных провокаций. Николай Жен с честью выполнил задание Родины.
   Из Китая Жен вернулся в 1960 г. Первым делом пошел в аэроклуб, чтобы разрешили летать на вертолете Ми-1. И снова стал бомбардировать письмами Управление летной службы. И вдруг узнает, что в ШЛИ составлен список кандидатов, а его в этом списке нет. И тут добрую услугу оказал Саша Пантюхин, который так же, как и Николай, закончил КАИ, мечтал летать, поступил в ШЛИ на самолетное отделение. Так вот Саша, зная о Колином стремлении поступить в ШЛИ, попросил секретаршу допечатать в список шестнадцатым Николая Жена. И как-то, открыв почтовый ящик, Николай вытащил счастливое, долгожданное письмо из МАПа - вызов за подписью зам. министра Козырева. Радости не было предела. Быстро уволился и поехал в Москву.
   Прошел медицинскую комиссию и, как все, стал заниматься теорией. В Школу на вертолетное отделение 2-го набора (1961-1962 гг.) было принято всего шесть человек: Игорь Дрындин, Кир Чернобровкин, Николай Бездетнов, Толя Запорожец, Борис Демчак, Женя Пугаев и Николай Жен. Инструктором был Всеволод Владимирович Виницкий, которого Жен знал еще по Казани.
   Когда начались полеты, то быстро выпустили в самостоятельный полет Игоря Дрындина и Николая Бездетнова, которые уже имели солидный налет на вертолетах, а после выпустили в самостоятельный полет и Николая. Налет на вертолете Ми-1 и заводские полеты на вертолете Ми-4 очень пригодились. В Школе из-за недостаточного количества техники летали редко, да и лопасти имели малый ресурс. Как-то Николая даже откомандировали в Казань для организации ремонта лопастей. Одновременно с учебой и полетами в Школе Николай ездил в Захарково на аэродром ОКБ. На дорогу он тратил по 4—5 часов. Летал с Василием Петровичем Колошенко на ресурсном вертолете Ми-4.

   По окончании ШЛИ Николай Жен получил долгожданное удостоверение летчика-испытателя четвертого класса, распределился в Казань на филиал ОКБ. Выполнял разную работу, возил взрывчатку, спасал рыбаков, доставлял рыбу на рыбзаводы, провел несколько программ по летным испытаниям различных модификаций на вертолетах Ми-1 и Ми-4, выезжал на полигон. Однажды на полигоне испытывалась аппаратура «Тарк» для гражданской обороны. Шофер, сдавая назад спецмашину, повредил законцовку попасти. Сидели гадали, что делать. Лопасть по ухабистой дороге не привезешь. Решили сделать законцовку из жести банки из-под жидкости АМГ. Вертолет облетали и перегнали в Казань для ремонта лопасти.
   Был и такой случай. Для определения разрешающей способности аппаратуры «Тарк» Жен летал по маршруту на высоте 5000 м, увеличил скорость более 105 км/ч, не предполагая, что на этой высоте вертолет затягивает в пикирование. И, только приложив большое усилие, вместе с бортмехаником Николай смог уменьшить скорость и устранить пикирующий момент.
   Зенит испытательной работы у Николая пришелся на начало испытаний противолодочного вертолета, который мог садиться на воду, рулить и взлетать. Первый противолодочный вертолет был сделан в ОКБ, и летчики на нем отрабатывали САУ. Настоящий вариант противолодочного вертолета с опытными двигателями и полной начинкой аппаратуры был сделан в Казани на филиале № 1 МВЗ. На этом вертолете Николаю посчастливилось выполнить государственные летные испытания. Не успели закончить летные испытания опытного вертолета Ми-14ПЛ, как подошла новая техника: вертолет Ми-8МТ — глубокая модификация вертолета Ми-8. Новые двигатели ТВ3-117, хвостовой винт обратного направления вращения, новое энерговооружение и т.д. Испытания двух вертолетов Ми-8МТ провели по полной программе государственных испытаний. Закончили испытания Ми-8МТ, стали летать на вертолете Ми-4 (мишень). В цехе сборки уже собирался новый вертолет Ми-18, у которого было несколько вариантов: с увеличенным фюзеляжем, с убирающимися и неубирающимися шасси. И на всех вариантах этого вертолета пришлось полетать Николаю. Однако в серию вертолет не пошел, для этого заводу нужно было сделать большие доработки, что требовало значительных затрат.
   Перед уходом на пенсию Николай Жен провел летные испытания опытных стеклопластиковых лопастей производства филиала № 1 МВЗ им. М.Л.Миля. Довелось провести летные испытания и по темам обслуживания полетов космических кораблей и укрепления обороноспособности нашей страны.
   В работе каждого летчика-испытателя случаются разные казусы. Были таковые и у Жена, Например, разрушился узел крепления противовесов металлической лопасти; неуправляемое вращение; падение мощности двигателей при висении над морем; зарывание передней лыжи на вертолете Ми-1; срыв створок в полете; разрушение хвостового винта опытного вертолета Ми-14ПЛ (хорошо, что перед выпетом).

   И, конечно, через всю летную биографию Жена проходили наставники, старшие опытные товарищи, друзья. О них Николай говорит с особой теплотой. Это инструктор Всеволод Владимирович Виницкий, летчик-испытатель, который первым провел летные испытания вертолета Ми-4. Это и друг Саша Куроптев, который погиб на первом головном вертолете. Это и Василий Петрович Колошенко, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза — трудяга, который до тех пор, пока его подопечный не освоит какой-то этап полетов, в частности посадку на авторотации без пробега, не успокаивался, Василий Петрович очень многое дал Николаю: научил летать в сложных метеоусловиях, выполнять посадки на авторотации без пробега. Василий Петрович первый провел испытания гиганта вертолета В-12.
   Невозможно не сказать хотя бы несколько слов о М.Л.Миле — это был не только генеральный конструктор и организатор, это был очень человечный человек: внимательный к людям и их просьбам. Вклад М.Л.Миля в вертолетостроение огромен.
   Гариф Керамович Ахмадеев — первый руководитель Николая. Горячий был человек, но справедливый и отходчивый.
   Первый начальник ЛИСа Константин Емельянович Коротких, под руководством которого ЛИС сделал очень многое в испытании металлических лопастей и модификаций вертолетов Ми-1 и Ми-4. Провел большую подготовительную работу по организации ЛИСа филиала и таким сложным летным испытаниям, как испытания противолодочного вертолета Ми-14ПЛ, десантно-транспортных вертолетов Ми-8МТ (Ми-8МТВ, Ми-17), Ми-18 и их модификаций.
   В летной работе Николаю довелось встречаться с корифеями вертолетного дела: заслуженными летчиками-испытателями СССР, Героями Советского Союза Юрием Александровичем Гарнаевым, Рафаилом Ивановичем Капреляном. Каждый из них внес огромный вклад в испытание вертолетов и самолетов.
   И, конечно, яркий след в жизни Николая, да и в судьбе оставил его друг Александр Харламович Пантюхин, заслуженный летчик-испытатель СССР.
   В заключение хочется сказать, что Николаю Анатольевичу Жену от природы досталось отменное здоровье, которое он культивировал правильным образом жизни, он обладает удивительной работоспособностью и уникальным упорством в достижении цели, влюблен в небо и предан вертолетам. Сплав всего этого и позволил ему получить высокое звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

А. Верная

< < В.И.Перов В.Г.Гордиенко > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100