Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Наш выпуск

Борис Антонович ОРЛОВ

Б.А.Орлов    Говорят, везение — это язык Бога. Рассказывая о судьбе своего выпуска, многие испытатели вспоминают самый удачливый набор (1963—1965 гг.), единственный за всю историю существования Школы летчиков-испытателей, в котором никто не разбился, хотя летали много и серьезно. Есть выпуски, где погиб каждый второй, а в некоторых в живых осталась треть. «Трудно понять, почему так случилось. Сначала я пытался объяснить себе этот факт тем, что в нашем наборе подобрались люди, уже «битые» жизнью, по многу лет терпеливо надеявшиеся стать испытателями, понимавшие, что их шансы весьма невысоки, и, когда их мечта осуществилась, они с повышенной ответственностью отнеслись к делу. Но другие, кому не повезло, кто погиб, тоже почти все пробивались в испытатели с трудом и тоже относились к работе серьезно. Наверное, нам просто повезло — другого объяснения я не нахожу...» — из книги «Записки летчика-испытателя» Бориса Антоновича Орлова, выпускника ШЛИ 1965 г., заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза.

   Самолеты, авиация нравились мне с раннего детства. В 10 лет я начал заниматься авиамоделизмом, в 14 — поступил в авиационный техникум, в 17 — в Новосибирский аэроклуб, где научился летать, а после окончания Центральной объединенной летно-технической школы (ЦОЛТШ) ДОССАФ семь лет учил летать других.
   Работал у нас в парашютном звене летчик-инструктор Сергей Смирнов, мы были с ним в хороших отношениях, и как-то раз за кружкой пива он мне сказал, что в нашем отделе кадров видел письмо за подписью М.М.Громова с просьбой подобрать кандидатуру, подходящую для приема в Школу летчиков-испытателей. Конечно, мои мысли приобрели определенное направление — как бы пробиться в эту школу...
   По своим данным — отсутствие налета на реактивных самолетах и высшего образования — я не соответствовал требованиям, предъявлявшимся к кандидатурам в ШЛИ. Помогло то, что я был членом сборной команды СССР по высшему пилотажу, участвовал в первенстве мира 1962 г. в Будапеште, и мной заинтересовался знаменитый летчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. Вот его рекомендация и помогла мне поступить в ШЛИ.
   Приняли нас, «счастливчиков», в ШЛИ пятнадцать человек. «Счастливчиков» — потому что крепко нам повезло, и не видать бы большинству из нас школы, если бы не некоторые обстоятельства. Вот уж действительно, не было бы счастья, да несчастье помогло. Наш набор был необычным по составу слушателей. Как правило, руководство ШЛИ имело возможность выбора из большого количество кандидатов, предпочитая, естественно, наиболее подготовленных летчиков, имеющих опыт налетов на современных самолетах. В 1962 г. из-за Карибского кризиса из ВВС и ПВО отпускать летчиков запретили, и в ШЛИ пришлось взять тех, кто, грубо говоря, долго обивап пороги этой школы и оказался в данный момент «под рукой». Только двое — Игорь Волк и Леонид Королев — попали в ШЛИ непосредственно из армии — как-то им это удалось, трое — Владислав Лойчиков, Юрий Абрамович и я — были летчиками аэроклубов ДОССАФ, причем Абрамович даже не заканчивал никакой летной школы, только аэроклуб, правда, имел довольно значительный летный опыт спортсмена-летчика и инструктора-общественника, остальные слушатели нашего набора работали в основном в гражданской авиации, куда попали после демобилизации, связанной с сокращением армии 1960—1961 гг., а Альберт Иванов, бывший летчик ПВО, после демобилизации работал участковым милиционером... Только один из нашей компании - Адольф Щелкунов - имел на лет на сверхзвуковом самолете МиГ-19. Так что наши инструкторы не скрывали скептицизма в отношении наших возможностей стать испытателями, даже кто-то из них сказал, что набрали, мол, «котов в мешке...». Однако судьба оказалось к нам благосклонна — за время учебы в ШЛИ никто из нас ничего не поломал, а после окончания школы в 1965 г. и по сей день мы не имели, так сказать, «боевых потерь», да и работали, насколько мне известно, неплохо. Десять человек стали заслуженными летчиками-испытателями СССР, четверо - Близнюк, Волк, Лойчиков, Орлов — Героями Советского Союза, Абрамович — Героем России. Кое-кто дослужился до высокого поста: Игорь Волк стал заместителем начальника ЛИИ, Станислав Близнкж — шеф-пилотом ОКБ Ильюшина, Владислав Лойчиков — начальником ШЛИ, Юрий Абрамович — начальником летной службы завода «Знамя труда». Имеется среди нас и космонавт — Игорь Волк. Поэтому есть основания полагать, что «коты в мешке», хоть и попали в ШЛИ по счастливому (для них) стечению обстоятельств, так сказать, «выиграв сто тысяч по трамвайному билету», в авиации оказались неслучайными людьми.
   Почти обязательным условием для поступления в ШЛИ было наличие налета на реактивных самолетах. Наверное, это не должно иметь решающего значения при отборе кандидатов, так как большинство слушателей ШЛИ, этого налета не имевших, не испытывали трудностей при освоении реактивных машин, да и потом работали не хуже тех, кто имел реактивный налет до школы. К тому же эти летчики, особенно те, кто были инструкторами, умеют неплохо выполнять пилотаж, что является основой подготовки любого летчика. Так что при отборе кандидатов в ШЛИ надо бы не ставить особых препон тем летчикам легкомоторной авиации, которые по уровню техники пилотирования, теоретической грамотности и человеческим качествам (если есть возможность узнать об этих качествах) подходят для летно-испытательной работы.
   Первое время казалось нереальным, что нам придется летать на всех (почти всех) самолетах, многие из которых я прежде видел только издалека, а то и не видел вообще. К тому же вылетать самостоятельно на новом типе разрешалось всего после двух-трех контрольных полетов. Изучать матчасть полагалось самостоятельно, никаких занятий по новым самолетам не было, но за незнание чего-либо «встрепка» от инструктора (у меня им был Николай Иванович Нуждин) следовала основательная. Что касается каких-нибудь ярких эпизодов за время пребывания в ШЛИ, то все это время я бы посчитал за один яркий эпизод...
   Выпуск 1965 г. был, наверное, последним, когда основной упор делался на то, чтобы дать возможность слушателю летать на максимальном количестве типов, не особенно утруждая его так называемой «научной работой»... Конечно, необходимо ознакомить будущего летчика-испытателя с расшифровкой полетных материалов, с методикой составления летной оценки, но главным все-таки, по моему убеждению, является возможность полетов но разных типах летательных аппаратов, отработка специальных режимов, требуемых методикой летных испытаний.
   «В мае 1965 г. нам вручили свидетельства летчиков-испытателей 4-го класса. Запомнилось это событие навсегда. Пришли «деды» — знаменитые испытатели Ю.А.Гарнаеа, В.А.Комаров, М.Л.Галлай, кое-кто из руководства Института, просто любопытные. Начальник Управления летной спужбы МАП О.И.Белостоцкий зачитал приказ министра о распределении нас по предприятиям и вручил небольшие коричневые книжечки — свидетельства летчика-испытателя. Теплую речь произнес Галлай. Потом встал Юрий Александрович Гарнаев, достал из кармана листок бумаги и ровным голосом зачитал довольно длинный перечень фамилий, сказав в заключение, что желает нам не пополнять этот список, так как в нем значатся погибшие выпускники ШЛИ. Поднялся Василий Архипович Комаров, и так же монотонно назвал несколько фамилий, и тоже посоветовал нам не быть среди указанных товарищей, так как они спились. Прошло больше четверти века, но я и сейчас помню, как буднично, без пафоса и лишних слов, эти мудрые люди дали нам понять, что может ожидать нас в будущем и что окончание школы испытателей — только начало непростой жизни.
   Давно нет Гарнаева — сгорел на вертолете при тушении лесного пожара во Франции, нет и Комарова — умер от рока, но их простые слова запали в душу не мне одному, как я думаю» (из «Записок летчика-испытателя»),
   С окончания ШЛИ в мае 1965 г. и по декабрь 1987 г. — всю мою испытательную жизнь — я работал в ОКБ А.И.Микояна. Принимал участие в испытаниях опытных самолетов МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, МигГ-29, МиГ-31, экспериментальных МиГ-23-31, МиГ-21И, модификаций МиГ-21.
   Я не знаю программы подготовки в Школе в настоящее время, но мне кажется, что методика подготовки и нашего выпуска, и более ранних — с упором на полеты — себя оправдала. Наверное, стоит подумать и об обмене слушателями школ летчиков-испытателей других стран, сейчас это осуществимо.

Подготовила Е.Борисова

< < В.Г.Гордиенко П.Г.Левушкин > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100