ВВС |
|
Согласно данным из хорошо информированных источников конструкторское бюро им. П.О.Сухого
разрабатывает проект нового многоцелевого боевого самолета Су-37. Непохожий на хорошо известные
МиГ-29 и Су-27, которые являются самолетами третьего поколения, он превосходит их по многим
характеристикам и является представителем четвертого поколения истребителей.
Су-37 - совместная разработка? Основное назначение Су-37 - истребитель-бомбардировщик,
способный наносить удары по наземным целям днем и ночью, в любых метеоусловиях, вести оборонительный
воздушный бой далеко за линией фронта. Он предназначен также для действий в качестве перехватчика и
разведчика. Его высокая боевая эффективность обеспечивается совершенно новым комплектом РЭО и
вооружения, а также новым подходом к обеспечению летных характеристик самолета и его живучести.
Хотя современные истребители лучше приспособлены для многоцелевого использования, чем самолеты
предыдущих поколений, тем не менее их эффективность в каждой конкретной роли значительно ниже, чем у
специализированного самолета. Поэтому сегодня супердержавы в условиях сокращения военных бюджетов
стоят перед выбором между многоцелевыми и узкоспециализированными самолетами. Возможно, отказ
американцев от программы ударного самолета-невидимки А-12 свидетельствует о том, что чаша весов
склоняется в пользу многоцелевых машин. Если это так, то Су-37 ожидает большое будущее.
Вполне вероятно, что Су-37 будет разрабатываться СССР в кооперации со странами с менее развитой
авиапромышленностью. Это позволит партнерам сравнительно недорого получить многоцелевой либо
специализированный (на базе Су-37) самолет в соответствии со своими потребностями.
В то же время можно предположить, что основной версией Су-37 для ВВС СССР будет ударный самолет для
замены штурмовика Су-25. При возросшем на 40% взлетном весе ударный вариант Су-37 сможет нести на
88% большую боевую нагрузку, чем заменяемый самолет. Но так как Су-25 все еще отвечает своему
назначению, а СССР испытывает значительные трудности, то не следует ожидать такую замену в ближайшие
5-8 лет.
Выбор параметров. Конструкторы КБ им. П.О.Сухого в своих последних самолетах применяют так
называемую концепцию трех несущих поверхностей (палубный Су-27, административный сверхзвуковой
самолет), однако на Су-37 решено применить обычную схему "утка". Выбранная аэродинамическая схема
близка к применяемой на современных европейских истребителях ("Рафаль", "Еврофайтер", "Гриппен"). В
аэродинамической компоновке самолета чувствуется заметное влияние его предшественника - перехватчика
Су-27, выражающееся в сильной интеграции средней части фюзеляжа с развитым крылом.
Исходя из основного назначения Су-37 как ударного самолета, предназначенного для полета у земли в
зоне с высокой интенсивностью огня средств ПВО, вызывает удивление выбор однодвигательной силовой
установки. С точки зрения повышения живучести выбор двух двигателей был бы более предпочтительным.
Известно, что Су-37 ускоряется с 600 до 1100 км/ч на высоте 1000 м за 14 с, а ускорение до 1300
км/ч требует дополнительные 7,2 с, предполагая его максимальную скорость на уровне моря равной
примерно 1500 км/ч, приходим к выводу, что самолету потребуется силовая установка с максимальной
тягой (на форсажном режиме) около 180 кН. Такая же величина потребной тяги получается из
предположения о маневренности Су-37, не худшей, чем у других современных перехватчиков, а также из
его предполагаемого нормального взлетного веса 16-18 т и максимального 25 т. Даже последний
американский двигатель F-119 фирмы "Пратт Уитни" выбранный для истребителя
ATF, не обладает такой
высокой тягой, также ничего еще не известно о существовании такого двигателя в СССР. Потребную
величину тяги, правда, можно получить установкой двух двигателей. И все же конструкторы решили
оставить однодвигательную схему. Это дает право предположить, что они рассчитывают на новый
двигатель, который находится только в стадии разработки.
Геометрические и аэродинамические характеристики крыла Су-37 оценивались путем последовательных
приближений, основанных частично на неполных данных, частично на уравнениях энерговооруженности в
методе подобия крылу Су-27.
Учитывая максимальную скорость Су-37 на уровне моря и имея в виду, что его лобовое сопротивление
из-за возросшего влияния концевого эффекта крыла должно быть несколько больше, чем у Су-27, получим
площадь крыла около 45 м2. Однако это означает что при перегрузке 9g нагрузка на крыло
составит около 3000 кг/м2, что на 10% превысит аналогичный параметр у Су-27. Поэтому
наиболее вероятная площадь крыла представляется равной 50 м2. Крыло такой площади
обеспечило бы приемлемые удельные нагрузки (около 500 кг/м2 при максимальном взлетном
весе и 360 кг/м2 при нормальном) и как результат отличную маневренность истребителя.
Козырные карты Разработкой комплекса радиоэлектронного оборудования Су-37 Советский Союз
надеется преодолеть свое отставание в этой области от развитых стран Запада. В составе пилотажно-навигационного комплекса Су-37 имеется новая РЛС, которая даже в условиях жесткой радиоэлектронной
борьбы обеспечивает:
"АэроХобби" №1 1992 г.
Прислал: