А-50ЭИ

A-50EI В 1988 г. один самолет А-50 был переоборудован в вариант А-50Э для возможной продажи на экспорт. В этом варианте он был продемонстрирован в 1988 г., в Кубинке, председателю объединенного комитета начальников штабов Индии адмиралу Надкарни. Но заказов на А-50 тогда не последовало.
Переговоры по поставке ДРЛО на базе А-50 велись с Индией с 1996 года. В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом АИ (А-50И) и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ. Общая сумма — $600 млн., из которых Россия могла бы получить $150 млн. В апреле Минобороны Индии даже взяло в краткосрочную аренду (на 30 дней) один А-50 из состава ВВС России для тренировки летчиков. Всего было выполнено десять полетов, каждый продолжительностью до 6 часов. Пилотировал машину российский экипаж из состава авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, которому и принадлежала машина, но в полетах принимали участие и индийские специалисты. Базировался А-50 на аэродроме Чандиханг (штат Пенджаб).
ВВС РФ организовали эти полеты без участия специалистов ТАНТК. Штатные летчики ВВС России, действуя строго по ИЛЭ и обладая ограниченным налетом, фактически продемонстрировали индийской стороне невозможность выполнения полетов с максимальным взлетным весом с высокогорного аэродрома в условиях высоких температур. Но российские военные расценили аренду А-50 как согласие Индии на приобретение самолетов, оснащенных не израильской, а российской аппаратурой. Под давлением, инициированным концерном «Вега», ВВС РФ аннулировали решение о выделении трех самолетов А-50 (бывших на хранении) под доработку в самолеты ЭИ. Минобороны отказалось давать согласие на работу с IAI и предложило проработать вопрос о продаже Индии самолетов А-50Э. Индия же твердо намеревалась оснастить свои самолеты ДРЛО именно израильским оборудованием. Индийские военные начали переговоры с компанией Airbus Industry о создании самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения на базе А-310.
В июне 2001 г. российско-израильская рабочая группа достигла договоренностей о совместной работе над самолетами ДРЛО А-50ЭИ. Контракт стоимостью 1,1 млрд. долларов (2/3 стоимости – израильская авионика и оптика) между Россией, Индией и Израилем на три таких машины был заключен в начале 2004 г. Согласно этому контракту первый самолет планировалось поставить в 2006 году, а последний — в начале 2009-го.
А-50ЭИ оснащен израильской многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС Phalcon и российским оборудованием передачи данных.
Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta имеет круговую зону обзора и предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей на дальности до 450 км. Она работает в диапазоне 1 280-1 400 МГц на одной из 22 частот. Каждая АФАР (сектор обзора по азимуту 120°) состоит из 864 активных ППМ, которые осуществляют электронное сканирование луча ДН в двух плоскостях. Антенные решетки имеют длину 8,87 м и высоту 1,73 м. Модули выполнены на твердотельных элементах. Сканирование луча ДН осуществляется: по углу места 17,5°, по азимуту 60°.
Благодаря быстрому изменению пространственного положения луча ДН и вида зондирующих сигналов, станция может практически мгновенно переключаться с режима поиска и сопровождения воздушных объектов (средняя частота повторения импульсов) на режим обнаружения и сопровождения надводных объектов и обратно.
Станция РТР позволяет обнаруживать, классифицировать и определять местоположение наземных и корабельных ИРИ, работающих в диапазоне частот 0,5-40 ГГц на дальности 400-500 км. Разведка ведется по излучениям всех видов поляризаций.
Направление (пеленг) на ИРИ определяется интерферометрическим способом с помощью двух разнесенных антенн. Данные РТР коррелируются с радиолокационными, благодаря чему повышается дальность и вероятность распознавания класса и типа объекта.
В состав станции входят: четыре группы антенн, расположенные на законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета; предварительный усилитель; широкополосное и узкополосное приемные устройства.
Оператор поста РТР может проводить сортировку всех принятых сигналов по частоте, координатам и типу носителя. В базу данных для автоматического распознавания перед каждым вылетом вводятся характеристики до 500 типов ИРИ.
Аппаратура системы опознавания «свой-чужой» разработана фирмой «Талес». Она осуществляет запрос обнаруженных объектов путем излучения кодированного сигнала запроса и анализа ответного сигнала. При этом производится индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета (корабля), его местоположения, государственной принадлежности и некоторых других данных. Индикация «своего» объекта осуществляется дополнительной отметкой на экране индикатора РЛС.
Бортовая аппаратура связи и передачи данных будет состоять из базовой аппаратуры самолета и дополнительной. В первую группу входят две УКВ-радиостанции (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), один приемопередатчик и один приемник КВ-диапазона.
Дополнительно устанавливаемая аппаратура связи включает в себя: десять УКВ-радиостанций (ОВЧ/УВЧ-диапазонов), станцию спутниковой связи КЧ-диапазона, две радиостанции СВЧ-диапазона. В комплект аппаратуры войдут также программно-аппаратные средства управления связью, система внутренней связи и передачи данных.
Первый Ил-76ТД (№21727, серийный №94-02), подлежащий переоборудованию в головной самолет «ЭИ», прибыл в Таганрог с завода в Ташкенте в апреле 2005 г., два последующих (№21730/94-03 и 21736/94-04) – в июне и июле того же года. Работы по оснащению первой машины двигателями ПС-90А-76, обтекателями радиотехнического комплекса, системой дозаправки топливом в полете и другие модификации планера по проекту «ЭИ» завершились осенью 2007 г., и 29 ноября того же года он впервые поднялся в воздух с аэродрома ТАНТК им. Г.М.Бериева в Таганроге. 20 января 2008 г. он был перебазирован в Израиль для монтажа радиотехнического комплекса и проведения полного комплекса доработок и испытаний. Первый полет дооборудованного самолета состоялся в Тель-Авиве 5 июня 2008 г. Испытания его в Израиле продолжались до прошлой весны, после чего 25 мая 2009 г. он совершил перелет в Индию и спустя три дня, 28 мая, на военно-воздушной базе «Палам» в пригороде Дели, состоялась церемония официального принятия его на вооружение ВВС Индии. Самолет получил бортовой номер KW-3551.
Второй самолет A-50EI по этому контракту совершил первый полет в Таганроге 11 января 2009 г. и 24 июня, после завершения заводских испытаний, перелетел в Израиль для оснащения РТК. Работы продолжались около девяти месяцев, после чего 25 марта 2010 г. машина перелетела к заказчику и поступила на вооружение ВВС Индии (борт KW-3552). В середине 2011 года был поставлен третий A-50EI (борт KW-3553). Индийские заказчики попросили установить на последний самолет дополнительное оборудование, которого нет на двух предыдущих аппаратах. В 2011 году Индия заказала еще две подобные машины, за которые заплатят около 800 млн. долларов. В 2015 году Израиль выкупил у Узбекистана планеры двух Ил-76. Россия, в свою очередь, приобрела две наиболее готовых платформы Ил-76 на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ныне Ташкентский механический завод). Самолетные корпуса были доставлены из Ташкента на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, где их доработают по заказу Израиля и установят израильскую антенну Phalcon.

Источники информации:

  • Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева (1968-2002) / Г.С.Панатов, А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, М. «РА Интервестник» 2002 /
  • Израиль и Россия приступили к созданию двух самолетов дальней радиолокации для Индии / «Военно-промышленный курьер» /
  • ЭИ (А-50ЭИ) / Уголок неба /

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *