И-250 (МиГ-13, Н)

истребитель с комбинированной силовой установкой

Опытный И-250
Работы по созданию экспериментального истребителя с комбинированной силовой установкой начались в ОКБ А.И.Микояна в соответствии с постановлением ГКО от 22 мая 1944 г. Первый летный экземпляр самолета, получившего название И-250, был передан на заводские испытания в феврале 1945 г. Для их проведения назначили летчика-испытателя А.П.Деева и ведущего инженера В.Н.Сорокина.
Комбинированная силовая установка И-250 состояла из двигателя ВК-107А мощностью 1650 л. с. и ускорителя ВРДК, созданного в ЦИАМ К.В.Холщевниковым. Вооружение состояло из трех 20 мм пушек Б-20 (боезапас по 100 патронов).
3 марта 1945 г. И-250 совершил первый полет. Однако 5 июля 1945 г. при выполнении очередного испытательного полета первый экземпляр И-250 потерпел катастрофу, в которой погиб летчик-испытатель А.П.Деев. Из-за большой перегрузки разрушился стабилизатор. Летчик покинул самолет, но из-за малой высоты купол парашюта наполнился слишком поздно, не успев погасить скорость падения пилота.Сопло ВДРК
В мае 1945 г. на заводские испытания поступил второй экземпляр истребителя И-250. После катастрофы первого экземпляра на нем усилили стабилизатор, а для повышения путевой устойчивости на больших скоростях полета значительно увеличили площадь киля. В дальнейшем к летным испытаниям подключились летчик-испытатель ЛИИ А.П.Якимов и летчики-испытатели ОКБ А.Н.Чернобуров и И.Т.Иващенко. Максимальная скорость, полученная в процессе испытаний (март 1945) составила 825 км/ч, превышая на 100-150 км/ч скорости истребителей того времени. Включение ВРДК на взлете сокращало дистанцию разбега до 400 м. Одновременно с летными испытаниями опытных самолетов по решению Правительства летом 1945 г. на заводе №381 началась подготовка к выпуску небольшой серии самолетов И-250.
В конце 1945 г. завершились заводские испытания И-250.И-250 Однако передать самолет на госиспытания вовремя не получилось, так как государственные стендовые испытания силовой установки еще не были проведены. Кроме того, в течение первой половины 1946 г. на самолете несколько раз пришлось менять двигатели. 12 июля во время полета сгорела верхняя крышка блока мотора ВК-107, в результате чего была совершена вынужденная посадка на аэродроме Люберцы. Самолет при посадке получил повреждения. В связи с наличием выпущенных заводом №381 серийных истребителей И-250, опытный самолет решено было не восстанавливать. В мае 1947 г. силовая установка прошла в ГК НИИ ВВС госиспытания с ресурсом 35 часов.
На государственные испытания 19 сентября 1947 г. был передан серийный самолет И-250 №3810102 построенный в декабре 1946 г. В отличие от опытных самолетов он имел увеличенный на 190 кг запас топлива, размещенный в четырех крыльевых баках. Испытания проходили с 9 октября 1947 г. по 3 апреля 1948 г. в НИИ авиации ВМФ на аэродроме «Скульте» (г.Рига). Испытания проводил летчик института морской авиации И.М.Сухомлин.
Летными испытаниями и доводкой силовой установки самолета И-250 руководил ведущий инженер ЦИАМ А.И.Комиссаров. За время летных испытаний самолетов И-250 силовая установка с ВРДК работала безотказно.МиГ-13 Ее доводка и летная эксплуатация позволили накопить опыт, оказавшийся весьма полезным при последующем освоении турбореактивных двигателей.
Камера сгорания ВРДК и методы ее расчета, разработанные Г.Э.Лозино-Лозинским совместно с ЦИАМ, послужили вскоре основой для создания первой в стране серийной форсажной камеры для ТРД ВК-1Ф истребителя МиГ-17.
В 1946 г. на заводе №381 было построено 8 самолетов И-250, получивших название МиГ-13, которые вскоре были направлены на войсковые испытания.
Самолет применялся в ВВС Северного и Балтийского флотов.
Однако, учитывая, что к этому времени уже появились самолеты с реактивными двигателями МиГ-9 и Як-15, в начале 1948 года все самолеты были сняты с эксплуатации.

МиГ-13МиГ-13

Компоновка И-250
Конструкция цельнометаллическая. Размеры самолета небольшие, площадь крыла всего 15,0 м2, оно тонкого профиля, со специальной аэродинамической компоновкой. Общая мощность поршневого двигателя и ВРДК была 2800 л. с. на высоте 7000 м при скорости 820 км/ч. Полетная масса — 3680 кг. Удельная нагрузка на крыло — 245 кг/м2 — для того времени очень большая.
На И-250 все было сделано для достижения наибольшей возможной скорости.
Комбинированная силовая установка И-250 состояла из двигателя ВК-107А мощностью 1650 л. с. и ускорителя ВРДК, созданного в ЦИАМ К.В.Холщевниковым. Мощность, развиваемая поршневым двигателем, передавалась сразу двум потребителям: воздушному винту и компрессору ВРДК.
Схема силовой установки
ВРДК (воздушно-реактивный двигатель компрессорный) — в хвостовой части фюзеляжа, воздух к нему поступает по
туннелю под ВК-107А и под кабиной. Камера сгорания — с семью форсунками за кабиной, выходное газовое сопло — с регулируемыми боковыми створками. При взлете и во время полета без применения ВРДК основным потребителем мощности являлся воздушный винт, а компрессор ВРДК вращается на низшей передаче. Для сокращения разбега при взлете и увеличения скорости полета до максимальной включалась вторая, высшая, передача привода компрессора, а в камеру сгорания подавалось топливо.
Радиатор ВК-107А охлаждался потоком от вентилятора ВРДК.
На самолете устанавливался трехлопастный винт АВ-10П-60 диаметром 3,1 м. Вооружение состояло из трех 20 мм пушек Б-20 (боезапас по 100 патронов). Одна пушка стреляла через полый вал редуктора и две синхронные по бокам фюзеляжа.
В отличие от опытного И-250, серийные самолеты МиГ-13 имели увеличенный на 190 кг запас топлива, размещенный в четырех крыльевых баках.
Дальность полета без включения РД на скорости 600 км/ч возросла до 1818 км.

Описание
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Обозначение И-250 (Н) МиГ-13 (Н)
Тип истребитель с комбинированной силовой установкой
Экипаж, чел. 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 8,185 8,20
Высота самолета, м 3,7
Размах крыла, м 9,5 9,5
Площадь крыла, м2 15 15
Взлетная масса, кг нормальная 3680 3931
Масса пустого самолета, кг 2797 (2935) 3028
Масса, кг топлива 430 590 (570)
масла 80 80
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 245 262
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ПД ВК-107А c ВДРК
Мощность, л.с. взлетная 1650
на высоте 3800 м 1450
с ВДРК H=7 км V=820 км/ч 2800
Тяга ВРДК, кгс 600
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. 2,23 2,38
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч на высоте 7,8 км 825
у земли 670 (расч.)
Посадочная скорость, км/ч 150
Практическая дальность полета на высоте, км 1380 (расч.) 1818
Время набора высоты 5000 м, мин 4,6
Практический потолок, м 11900
Вооружение
Пушки 3х 20 мм Б-20

Схема И-250Раскраска И-250
ВК-107А со снятым капотом

Источники информации:

  • История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • «Артем Микоян» / М.Арлазоров, ЖЗЛ, 1978 /

Помогали