12 февраля 1998 года Организация оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) и российское «НПО Машиностроения» сформировали совместное предприятие BrahMos Aerospace Pvt. Ltd. (обозначение «БраМос» происходит от названия двух рек Брахмапутра в Индии и Москва в России). НПОМ для выполнения этого проекта получило на беспрецедентно большой срок — 7 лет — право самостоятельного осуществления ВТС с зарубежными странами. По словам исполнительного директора «БраМоса» доктор Сивахану Пиллей, создавая предприятие, стороны стремились объединить наработки, технологии и капиталы обоих государств, развивающих программы, не ограниченные режимом контроля за ракетными технологиями. Фирма получила значительные кредиты
на создание новой системы: 122,5 млн. долл. из российского бюджета (по разделу «Международная деятельность» в 1999 г.) и 128 млн. долл. из бюджета Индии. В близкой пропорции распределены и пакеты акций «БраМоса». Российская сторона отвечает за создание собственно ракеты, Индия — системы управления.
Бизнес-план предприятия во многом определялся тем, что законодательство Индии позволяет гораздо эффективней использовать инвестируемые средства. В частности, пока не погашен кредит, предприятие не платит налогов. По оценке главы НПО машиностроения Герберта Ефремова, интенсивность разработки ракеты после организации СП возросла примерно в 10 раз.
Хотя индийская сторона ожидала, что ракета «БраМос» будет строиться на основе крылатой ракеты средней дальности P-700 «Гранит», российские специалисты, учитывая нормы «Режима контроля за ракетной технологией», предпочли модель малой дальности P-800 «Оникс» (экспортное название «Яхонт»). Предполагается, что общая стоимость разработки составит $13 млрд.
Основную часть технологий «БраМос» закупил у НПО машиностроения. Индийские специалисты, по словам доктора Пиллея, дорабатывают систему управления и программное обеспечение. В ходе серийного производства «БраМос» получает примерно половину компонентов ракет с оренбургского НПО «Стрела», а остальные (в частности, электронику) закупать у индийских субподрядчиков. Мощности заводов позволяют выпускать до 200 изделий в год.
Над этой ракетой, получившей индийское обозначение PJ-10, трудились и десятки субподрядчиков — лабораторий, институтов, предприятий в обеих странах. Причем только в индийской цепочке кооперации задействовано до 10 тысяч рабочих и инженеров, отметил доктор Пиллей.
Часть работ по комплексу BrahMos велась НПО Машиносторения и смежниками в рамках ОКР «Альянс». В частности, на НПО «Искра» и ОАО «Авангард». Внутреннее обозначение ракеты НПО Машиностроения — СК310.
Конструкционно российско-индийская ракета повторяет ПКР «Яхонт». Она оснащена СПВРД, имеет максимальную скорость М=2,5-2,8 и способна поражать цели на дальности до 300 км. К числу основных достоинств этой новинки специалисты относят сверхзвуковую скорость на всех участках полета, множественность траекторий, возможность стрельбы по всем азимутам. На большей части траектории ее наведение обеспечит инерциальная навигационная система, а на конечном участке полета — активная радиолокационная головка самонаведения. В конструкции ракеты реализованы решения по снижению радиолокационной заметности.
Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. 12 июня 2001 года на полигоне Чандипур штата Орисса осуществлен первый пуск. С конца 2004 года ракета подверглась нескольким испытаниям на различных пусковых платформах, включая установки наземного базирования в пустыне Покхран, где на скорости 2,8 маха она осуществила S-образный маневр. Там же для индийской армии были показаны возможности атаки наземных целей с моря.
В январе 2004 г. начато совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.
20 марта 2013 года была успешно испытана версия крылатой ракеты «БраМос» для подводных лодок с подводной платформы в Бенгальском заливе неподалеку от города Вишакхапатнам. Это был первый вертикальный пуск крылатой ракеты из-под воды.
11 марта 2017 года с полигона на острове Абдул Калам, расположенном к востоку от побережья штата Орисса, был выполнен пуск ракеты BrahMos на дальность более 400 км. Ранее максимальная дальность полета этого типа ракет составляла 290 км. Полноправное членство Индии в Режиме контроля за ракетными технологиями (РКРТ) сняло ограничения на дальность полета крылатой ракеты.
21 апреля 2017 был выполнен первый пуск ракеты BrahMos с корабля — фрегат INS Teg пр.11356 по наземной цели.
22 ноября 2017 Министерство обороны Индии объявило о проведении первых боевых стрельб с применением сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос-А» воздушного базирования (Air Launched Cruise Missile – ALCM) с борта истребителя Су-30МКИ. Ракета поразила назначенную морскую мишень в Бенгальском заливе.
Пусковая установка — транспортно-пусковой контейнер (ТПК) применяемый на различных платформах. По другой терминологии — ТПК — корпус транспортно-пусковой системы. Серийно производится ОАО «Авангард» (г.Сафроново, по состоянию на 2010 г.).
Угол запуска — от 15 до 90 градусов (т.е. в т.ч. вертикальный пуск)
— стационарная полигонная ПУ вертикального пуска, использовалась при испытаниях ракеты, начиная с первого пуска;
— наклонная ПУ кораблей ВМФ — пусковая установка с двумя наклонными контейнерами (ТПК) с внешним защитным кожухом; прототип ПУ использовался в качестве стационарной полигонной наклонной ПУ на первом этапе испытаний ракеты BrahMos; ПУ используется на эсминцах ВМС Индии.
— ПУ вертикального пуска для кораблей ВМФ / УКСК — пакет на 8 ТПК;
— 650 мм ТА — пусковая установка — согласно сообщениям СМИ, возможно, велась или ведется проработка такого варианта пуска ракет с ПЛ (лента.ру, 2007 г.).
— ПУ вертикального пуска для подводных лодок (проект) — пакет на 8 ТПК;
— самоходная ПУ (СПУ) на шасси «Татра» с колесной формулой 12 х 12, шасси производится в Индии по лицензии, СПУ производится так же в Индии;
— авиационная ПУ — узел подвески; на выставках было показана две разновидности пусковых установок.
При этом варианты наземного, корабельного и лодочного базирования полностью идентичны, а авиационный вариант имеет небольшие отличия.
Система управления и наведение:
Вариант ПКР — активно-пассивное радиолокационное наведение, на ракете установлены активная РЛС ГСН и бортовая БЦВМ. Инерциальный измерительный блок и блок датчиков угловой скоростидля системы управления ракеты созданы в НПО электромеханики (г.Миасс).
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме — 50 км (по одним данным)
Дальность обнаружения цели класса «крейсер» ГСН в активном режиме — 75-77 км
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная — 1 км
Сектор обнаружения ГСН — +45 градусов
После обнаружения и захвата цели радиолокационной системой наведения ракеты, ГСН выключается и ракета «ныряет» под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы. После выхода за линию радиогоризонта епрвоначального захвата цели ГСН вновь включается. Распределение целей в группе ракет происходит на первом этапе работы ГСН (на высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные «портреты» основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.
Система самонаведения обеспечивает поражение надводных, а также наземных радиолокационно-контрастных целей. В перспективе предполагалось создание универсального варианта ракеты, способного поражать и маломерные наземные цели.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | BrahMos | |
Обозначение | PJ-10 Brahmos | |
Первый пуск | 12 июня 2001 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 8 | |
Размах крыла, м | 1,7 | |
Диаметр, м | 0,7 | |
Стартовый вес, кг | 3000 | |
Силовая установка | ||
Маршевый двигатель | СПВРД 3Д55 | |
Тяга, кгс (кН) | 4000 | |
Стартово-разгонная ступень | твердотопливная | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с (М=) | на высоте | 750 (2,5-2,8) |
у земли | (2) | |
Дальность пуска, км | по комбинированной траектории | до 300 |
по низковысотной траектории | до 120 | |
Высота полета, м | на маршевом участке | 14000 |
на низковысотной траектории | 10-15 | |
у цели | 5-15 | |
Система управления | автономная с инерциальной системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения | |
Тип боеголовки | проникающая | |
Масса БЧ, кг | до 300 | |
Наклон пусковой установки, град. | 0-90 |