Задел по ракете Х-30 был использован при разработке ракеты Х-33, которая была начата в 1963 г. Разработка ракеты Х-33 велась в ОКБ-51 конструкторами И.О.Мельцем, В.П.Сопиным, Ю.В.Троельниковым, В.В.Писковым и Э.В.Литаревым во главе с Н.С.Черняковым.
Ракета разрабатывалась для полета по аэробаллистической траектории на высоте более 30 км и должна была развивать скорость, соответствующую М=6,5-7. Ракета Х-33 разрабатывалась в трех вариантах компоновки: «бесхвостка», «утка» и «нормальная аэродинамическая компоновка». Проводились многочисленные испытания модели ракеты в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-108.
Ракета Х-33 была способна после пуска с носителя выполнять полет автономно, при этом она точно определяла цель и атаковала именно авианесущий корабль противника. На борту ракеты устанавливались РЛС, инерциальная навигационная система (ИНС) и цифровая вычислительная машина (ЦВМ).
РЛС ГСН ракеты «Гарпун» (главный конструктор — С.П.Попов) входила в состав радиолокационной системы «Вихрь» комплекса с носителем, разработчик — НИИ-131. Система навигационно-автоматического управления (СНАУ) «Централь» на ракете разработки МИЭЛ (главный конструктор — С.П.Попов).
В системе «Вихрь» комплексирование системы навигации и автономного управления «Централь» с РЛГС «Гарпун» осуществлялось бортовой ЦВМ СНАУ и обеспечивало два режима наведения ракеты: площадное наведение с автономной навигацией на точку прицеливания до конца полета; автономная навигация на точку прицеливания на первом этапе полета, затем автоматический поиск радиолокационно-контрастной цели в окрестностях точки прицеливания, захват цели на автосопровождение РЛГС и самонаведение ракеты на сопровождаемую цель. В процессе предпусковой подготовки должна производиться выставка гироинерциальной платформы СНАУ и ввод необходимых начальных данных для пуска, осуществляемые в диалоге БЦВМ самолета-носителя и СНАУ «Централь» ракеты.
Ракеты Х-30 и Х-33 предполагалось применять с рикошетирующей траекторией полета.
Приказом МАП от 26 июля 1965 года головной организацией по разработке авиационной крылатой ракеты Х-33 для самолета Т-4 назначалось ОКБ-8. Однако, главный конструктор ОКБ-8 Л.В.Люльев отказался вести работы по ракете авиационного базирования.
21 мая 1966 г. вышел еще один приказ МАП, согласно которому разработка «основного калибра» Т-4 – КР Х-33 была поручена ОКБ-2-155 (главный конструктор А.Я.Березняк). Там ПКР получила обозначение Х-45.
Источники:
- История Т-4 «100» / форумы Авиабазы /
- Ударно-разведывательный самолет Т-4 / Бедретдинов Ильдар, М.: ООО «Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005 г. /
- Система К-30, ракеты Х-30 / Х-33 / militaryrussia.ru /