На начальных этапах проведения работ по эскизному проекту бомбардировщика Ту-160 прорабатывались варианты подвески БЛА со стартовой массой 6300 кг на самолете-носителе. В качестве беспилотного разведчика предполагалось использовать БЛА «Ворон»,
разрабатывавшийся в ОКБ А.Н.Туполева как аналог американского БЛА D-21, доставшегося после его крушения над территорией МНР.
Комплекс воздушной разведки предназначался для ведения стратегической разведки на сухопутных и океанских театрах военных действий в интересах Верховного главного командования и командования видов Вооруженных сил. Целью ведения указанной разведки являлось вскрытие непосредственной подготовки противника к нападению, выявление его важнейших группировок и вероятных сроков их развертывания, определение расположения
важнейших объектов, от уничтожения которых зависит успех боевых действий. Кроме установки бортового комплекса разведывательной аппаратуры, на CMC в варианте разведчика предусматривалась также подвеска двух дальних сверхзвуковых беспилотных разведчиков, что существенно расширяло его боевые возможности, в том числе по радиусу действия, эффективности преодоления средств ПВО и объему получаемых разведданных. Подвеска на
CMC указанных беспилотных разведчиков могла обеспечить решение в мирное и военное время целого ряда важных задач:
- выполнение срочной детальной разведки стратегических объектов на различных операционных направлениях океанских и сухопутных театрах военных действий при запуске беспилотных разведчиков с CMC над своей территорией с возвращением их в заданный район;
- ведение срочной детальной разведки при запуске беспилотных разведчиков с CMC из нейтральных вод в направлении расположения противника с посадкой их на своей территории и территории союзных стран;
- осуществление воздушной разведки стратегических объектов на территории США с посадкой беспилотного разведчика на авиабазу на острове Куба.
При осуществлении разведки с применением дальних беспилотных разведчиков:
- исключалось или значительно уменьшалось время пребывания CMC над территорией противника, что повышало, в конечном счете, вероятность выполнения разведки;
- увеличивался радиус действия и со кращалось время получения разведданных соответственно за счет большой дальности и скорости полета беспилотного разведчика.
В целях унификации ударного варианта самолета и разведывательного самолета основное разведывательное оборудование размещалось в бомбовом отсеке без использования специальных контейнеров на внешней подвеске. В этих же целях системы оборудования: навигационное, радиосвязное, обзорно-прицельное, электрооборудование и прочее — оставались без изменений.
Таким образом, один и тот же самолет в условиях строевых частей мог использоваться и как ударный самолет-ракетоносец, и как самолет-разведчик.
Проектные проработки не были реализованы по причине прекращения работ над БЛА в середине 1970-х годов.
Источники информации:
- Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 4.2000 /
- Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 / А.Затучный, В.Ригмант, П.Синеокий, -М., Полигон-пресс, 2016 /