Ан-124 «Руслан»
тяжелый транспортный самолет
Ан-124 выполнен по обычной для тяжелых военно-транспортных самолетов
схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. В
конструкции планера самолета широко используются композиционные материалы. Из КМ выполнено 5000 кг конструкции планера (1500 м2
обшивки), что позволило снизить массу пустого самолета на 2 т. При создании самолета Ан-124 применено крыло относительно толстого стреловидного суперкритического
профиля, что в сочетании с тщательной отработкой формы фюзеляжа обусловило высокие аэродинамические качества и, следовательно, большую дальность полета.
Крыло стреловидное (28° по линии хорд) четырёхлонжеронное. Консоли крыла неразъёмные. Механизация крыла состоит из секционированных предкрылков, однощелевых закрылков типа Фаулер и интерцепторов.
Фюзеляж самолета разделен на две палубы и в интересах удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд
герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и
сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей,
сопровождающих технику и грузы (80 чел.).
Наддув грузовой кабины обеспечивает перепад давления не менее 25 кПа. Это позволяет перевозить пассажиров на высоте 8000 м без кислородного оборудования.
Сечение фюзеляжа имеет вид восьмерки с радиусами 1,9 и 3,8 м. Конструкция клеесварная. Обтекатели, мотогондолы, створки шасси и заднего грузолюка выполнены из углепластика.
Благодаря наличию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно
осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.
Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, без рампы - 26,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м)
обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т, парашютное десантирование грузов
общей массой до 100 т на платформах, а также специально подготовленных грузов и техники,
исключающих применение платформ. Объем грузовой кабины превышает 1000 м3.
Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку всех
видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с нагрузкой на ось до 12 т
при размещении в один ряд и до 10 т при размещении в два ряда. Кабина оборудована
двумя бортовыми погрузочными кранами грузоподъемностью по 10 (20) т и передвижными
напольными электрическими лебедками с тяговым усилием до 4,5 т каждая. Имеющееся на
самолете роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать моногрузы массой до 50 т.
Шасси 12-опорное (2 передних опоры и 10 основных), имеет независимую подвеску опор и индивидуальные механизмы их уборки.
Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой
значительно уменьшается наклон рамп и облегчается процесс погрузки и выгрузки
техники и грузов. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых
двухколесных стоек, передняя опора - из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса.
Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на
взлетно-посадочной полосе шириной до 50 метров с использованием асимметрии тяги
двигателей. Для полного использования боевых возможностей Ан-124 должен
эксплуатироваться с бетонированных ВПП длиной более 3000 м. Однако, несмотря на
большие размеры и массу, самолет способен выполнять полеты и с грунтовых ВПП.
Силовая установка состоит из четырех турбовентиляторных двигателей
большой степени двухконтурности Д-18Т конструкции В.А.Лотарева. Кроме огромной
мощности (23400 кгс), эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и
невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива, ограниченная взлетной массой
самолета, составляет 213740 кг. Имея грузоподъемность и дальность полета, в 2-3
раза большие, чем Ан-22 и Ил-76, «Руслан» расходует топлива на 1 тонно-километр
перевезенного груза в 2,5-3 раза меньше.
Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 т составляет 5600 км, а с
нагрузкой 40 т 11000 км, и по этому показателю он превосходит американский тяжелый ВТС C-5B Galaxy.
Самолет оснащен системой автоматического ЭДСУ, автоматизированной
системой штурвального управления, четырехканальным гидравлическим
комплексом, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения
экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.
Ан-124 оснащен навигационной РЛС, инерциальной системой повышенной
надежности, пилотажно-навигационным прицельным комплексом ПНПК-124,
автоматизированным комплексом радиосвязи ТИП-15, радионавигационной аппаратурой «Лоран» и «Омега».
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им. О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-124 «Руслан» | |
Кодовое обозначение NATO | Condor (Кондор) | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 21 декабря 1982 г. | |
Принят на вооружение | январь 1987 г. | |
Экипаж, чел | 6 (7) | |
Максимальное число мест, чел | 88 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 69,1 | |
Размах крыла, м | 73,3 | |
Площадь крыла, м2 | 628,5 | |
Стреловидность крыла по передней кромке | 35-32° | |
Высота, м | 21,08 | |
Габариты грузовой кабины, м | 4.4 x 6.4 x 36.5 | |
Длина грузовой кабины с рампами, м | 43,7 | |
Объем салона, м3 | 1027,8 | |
Масса взлетная максимальная, кг | 392000 (405) | |
Максимальная снаряженного, кг | 325 000 | |
Масса пустого самолета, кг | 180000 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 150000 | |
Запас топлива, л | 230000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД Д-18Т | |
Мощность двигателя, кгс (кН) | 4х 23400 (229,75) | |
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч | крейсерская | 800 |
максимальная | 865 | |
Крейсерская высота полета, м | 10000 | |
Потолок, м | 12100 | |
Дальность полета, км | максимальная | 16090 |
с грузом 120 т | 5000 | |
Длина разбега при взлетной массе, м | нормальной | 2520 |
максимальной | 3000 | |
Длина пробега при максимальной посадочной массе, м | 900 | |
Потребная длина ВПП, м. | 3000 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Antonov An-124 (Антонов Ан-124) / Авиация от A до Z /
- Ан-124 Руслан / Русская сила /
- Ан-124-100М / AVIA.RU /
- Ан-124 «Руслан» / Русские крылья /
- Военно-транспортный самолет Ан-124 «РУСЛАН» / НИИЭАП /
- Авиакомпания «Волга-Днепр»
- АО «Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»