ОКБ О.К.Антонова

Ан-22-ПЛО
самолет противолодочной обороны

    Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26/10/1965 в ОКБ О.К.Антонова на базе Ан-22 разрабатывался проект сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой - Ан-22-ПЛО.
    Его СУ включала разработанный под руководством А.П.Александрова малогабаритный реактор с биозащитой, распределительный узел, систему трубопроводов и специальные ТВД НК-14А конструкции H.Д.Кузнецова. Hа взлете и посадке использовалось обычное топливо, а в полете работу СУ обеспечивал реактор. Двигатель должен был развивать максимальную мощность 13000 и 8900 э.л.с. соответственно.
    Расчетную продолжительность полета определили в 50 ч, а дальность полета - 27 500 км.
    В 1970 г. Ан-22 №01-06 (СССР-08837) был оборудован точечным источником нейтронного излучения мощностью 3 кВт и многослойной защитной перегородкой. Экипажем Ю.В.Курлина выполнено 10 полетов с работающим источником.
    В августе 1972 г., на самолете №01-07 установили небольшой атомный реактор в свинцовой оболочке. Управление ядерной реакцией осуществлялось выдвижением угольных стержней из активной зоны и перекачкой воды во внешнем контуре, а в аварийной ситуации стержни выстреливались в активную зону. В случае же летного происшествия реактор вместе с первичным контуром теплообмена (а они были выполнены в виде автономного блока) отделялись от самолета и на парашюте совершали мягкую посадку. Разработчики гарантировали, что даже если бы самолет разбился, опасность радиационного заражения местности была бы минимальной.
    Экипаж В.А.Самоварова выполнил 23 полета в Семипалатинске, в ходе которых были получены необходимые данные по эффективности биозащиты.
    Состав экипажа испытателей: командир В.А.Самоваров, второй пилот С.А.Горбик, штурманы О.П.Коршунов и позднее Н.И.Малаш, бортинженер В.М.Воротников, бортрадист В.В.Слинченко. Начальник наземной бригады - А.П.Эскин, ведущий конструктор Б.Н.Щелкунов. Работа проводилась совместно с военными. Руководил группой полковник Герасимов. Для защиты экипажа от поражения радиацией, реактор был закрыт свинцовым овалом, от кабины — 70 см и со стороны хвоста — 10 см. Реактор запускали на земле и в воздухе. Экипажу выдали спецобмундирование — черные комбинезоны. Каждый член экипажа имел два дозиметра — "мгновенник" (замерял уровень радиации в текущий момент) в виде карандаша и накопитель (пластинка). Что накопили члены экипажа за месяц работы — не известно до сих пор.
    Полеты были продолжительные, по 4—5 часов, зона 300 км. Поскольку минимальное облучение было в штурманской кабине, которая оказалась дополнительно защищена запасными колесами, установленными в грузовом отсеке, то после взлета весь экипаж собирался у штурмана, наверху в пилотской кабине за штурвалом оставался один Сергей Горбик.
    В 1973 г. Ан-22 (№01-07) был передан (без реактора) в ВВС (CCCP-08838).
    Была идея кроме противолодочного варианта создать и вариант атомолета-ракетоносца, установив на нем ракеты с ядерными боеголовками. Однако осуществлению этих планов, как и запуску в серию атомолета Ан-22ПЛО помешал конец холодной войны и распад СССР.

Помогали:

Источники информации:

  1. Ан-22 / «Авиация и Время» 5'1997 /
  2. Ан-22 «Антей» / Авиабаза =Kron= /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100