Антонов

Воплощение "Мечты"

Предшественники
История создания. "Мечта" сбылась

Конструкция самолета

   Материалы. Для обеспечения минимальной массы при заданных прочности и ресурсе в конструкции Ан-225 применяются новые высокопрочные материалы и крупногабаритные монолитные конструкции. Для нижних панелей кессона крыла применен сплав 1161Т, что обеспечивает, по сравнению с традиционным Д16чТ, в полтора раза более высокие свойства усталостной долговечности и вязкости разрушения и вдвое меньшую скорость роста трещин. Широко в ответственных силовых конструкциях используется сплав 1973Т2. Этот сплав при более высоких характеристиках статической прочности, по сравнению с В95пчТ2 имеет улучшенные ресурсные характеристики и при этом обладает высокой коррозионной стойкостью. Из него изготовлены верхние панели крыла, кессон горизонтального оперения, монолитные панели фюзеляжа. В шасси использованы высокопрочный титановый сплав ВТ-22 и сталь 30ХГСH2МА вакуумно-дугового переплава. Ряд конструкций почти полностью изготовлен из композиционных материалов: обтекатели шасси и узлов крепления грузов, створки шасси, зализы крыла с фюзеляжем, мотогондолы и другое.
    Фюзеляж Ан-225 имеет одинаковое с фюзеляжем Ан-124 поперечное сечение, но на 7 м длиннее. Он имеет две палубы: сверху находится шестиместная кабина экипажа и кабина сопровождающих, кухня, гардероб, туалет, оборудование, внизу - грузовая кабина. В ней можно разместить грузы весом до 250 т. Для обеспечения погрузки и выгрузки имеются передний грузовой люк и рампа. Грузовая кабина оборудована погрузочно-разгрузочными устройствами, обеспечивающими подъем и перемещение грузов массой до 20 т, погрузку несамоходной, самоходной колесной и гусеничной техники, а также грузов на платформах массой до 50 т. Система регулирования высоты порога грузовой кабины обеспечивает оптимальные условия для загрузки и выгрузки. Кабины самолета герметичные и обогреваемые.
    Крыло самолета Ан-225 представляет собой традиционную для АHТК имени О.К.Антонова сборно-монолитную конструкцию. Оно изготовлено из длинномерных (длиной до 30 м) прессованных панелей с законцовкой и катанных плит. Панели соединены между собой титановым крепежом, поставленным с натягом, что обеспечивает герметичность и высокое сопротивление усталости. Консольные части крыла заимствованы у самолета Ан-124 с незначительными изменениями. Центроплан размахом 21,6 и строительной высотой 2,4 м - новой конструкции.
    Оперение самолета - свободнонесущее, двухкилевое. Стабилизатор размахом около 30 метров имеет кессон, изготовленный из прессованных панелей и катаных плит алюминиевых сплавов. Руль высоты состоит из шести секций, по три на каждой консоли, руль управления - из двух на каждом киле.
    Шасси включает двухстоечную носовую и 14-стоечную главную (по семь стоек с каждой стороны) опоры. На каждой стойке размещено по два колеса: на носовой - колеса размерами 1120х450 мм, а на главной - колеса размерами 1270х510 мм. Тормоза - углеродные, давление в пневматиках 11,5 кг/кв.см. Для обеспечения разворотов при движении самолета по земле четыре последних ряда стоек основной опоры выполнены ориентируемыми. Все стойки независимы и могут выпускаться отдельно, что практически исключает посадку с убранным шасси. Контроль массы и центровки упрощается за счет установки на шасси системы измерения весовых нагрузок.
    Силовая установка самолета Ан-225 состоит из шести двигателей Д-18Т (стартовая тяга одного двигателя в стандартных условиях 23,06 т). Двигатель - турбовентиляторный, трехвальный с расходом топлива около 0,57 кг на кг тяги в час на крейсерском режиме. Система запуска - воздушная, с электрическим автоматическим управлением, обеспечивает как обычный, так и ускоренный запуск. Вспомогательная силовая установка, состоящая из двух турбоагрегатов ТА-12, установленных в левом и правом обтекателях шасси, обеспечивает автономное питание всех систем и запуск двигателей.
    Системы. Все системы самолета являются высокоавтоматизированными и требуют минимального вмешательства экипажа во время работы. Их работа поддерживается 34 бортовыми компьютерами. Пилотажно-навигационный и радиотехнический комплексы обеспечивают самолетовождение в автоматическом и ручном режимах на всех этапах полета, а также обработку и выдачу в бортовые системы самолета и на индикаторы экипажа всей необходимой навигационно-пилотажной информации. Система управления включает электрогидравлическую систему штурвального управления с 4-кратным резервированием и электродистанционную систему управления механизацией крыла с 2-кратным резервированием. Гидравлический комплекс состоит из четырех основных и двух резервных гидросистем, обеспечивающих функционирование рулевых поверхностей, механизации крыла, уборку-выпуск шасси, открытие-закрытие люков и дверей. Система электроснабжения состоит из первичной системы переменного тока (115/200 В; 400 Гц) и вторичной системы постоянного тока (27 В). Бортовая автоматизированная система контроля технического состояния обеспечивает сбор и обработку на земле и в полете информации о работе систем и комплексов самолета, а также о действиях экипажа. Система жизнеобеспечения создает комфортные условия для экипажа и сопровождающих лиц, поддерживает избыточное давление в грузовой кабине 0,25 кг/кв.см, обеспечивает термостатирование и наддув перевозимых на внешней подвеске грузов.

Перспективы

По причине общего кризиса в стране и свертывания программ космических исследований система "Энергия-Буран", как говорится, приказала долго жить. Правда, отдельные полеты еще возможны, но о масштабности былых планов речь уже не идет. Основная задача, под которую делалась "Мрiя", перестала существовать. Повышение цен на топливо привело к снижению спроса на грузовые перевозки, в том числе уникальные. Будущее гиганта оказалось под вопросом...
    Hо создатели чудо-самолета не теряют оптимизма, они работают над возможными вариантами применения его в современных условиях. Так, 21 июня 1991 года в Европейском космическом агенстве (штаб-квартира которого находится в Париже) состоялась презентация международной авиационно-космической системы для исследования околоземного пространства, состоящей из самолета Ан-225 "Мрiя" (АHТК имени О.К.Антонова) и многоразового космического аппарата Interim HOTOL ("Бритиш Аэроспейс"). 250-тонный HOTOL сможет стартовать с летящего на высоте 9000 м Ан-225 и выйти на любую околоземную орбиту с апогеем до 200 км. Воздушный старт позволяет в три-четыре раза уменьшить затраты на выведение в космос полезной нагрузки по сравнению с обычным стартом. Реализация этого проекта планируется к 2000 году.
    По сообщению журнала "Flug Revue" (№8/1991), у Ан-225 будет и другое применение - в качестве суперлайнера для перевозки 328 пассажиров со сверхвысокой степенью комфорта на международных авиалиниях протяженностью до 9700 км, например, линия Лондон - Абу-Даби - Сингапур - Сидней и обратно. В этом варианте самолет планируется оснастить двигателями и оборудованием производства западных фирм. В трехпалубном фюзеляже будут размещены спальные купе, пассажирские салоны, магазин, казино, ресторан. Приведенная ниже компоновка лайнера из "Flug Revue" дает некоторое представление о невиданном ранее уровне комфорта.
    Очень своевременным может оказаться появление международной авиационно-морской спасательной системы "Мрiя" - экраноплан "Орленок" (создан HПО имени Р.Е.Алексеева, г.Hижний Hовгород).
    Так или иначе, но уникальный самолет, не имеющий аналогов в мире, обязательно найдет достойное применение и будет долго служить техническому и социальному прогрессу.

Сравнительные данные транспортных самолетов АHТК им. О.К.Антонова

Параметр Ан-8 Ан-12 Ан-22 Ан-26 Ан-32 Ан-72 Ан-124 Ан-225
Максимальная взлетная масса, т 38 61 250 24 27 33 405 600
Максимальная масса перевозимого груза, т внутри фюзеляжа 11 20 80 5,5 6,7 10 150 250
на внешней подвеске               250
Дальность полета c загрузкой, км максимальной 400 500 5000 800 800 1000 4500 2500
коммерческой (т) 2800(5) 4500(10) 5225(40) 1750(4) 2000(4,5) 2000(7,5) 5200(120) 4500(200)
Крейсерская скорость, км/час 450 570 560 435 470 550 850 850
Размеры грузовой кабины, м  высота 2,42 2,5 4,4 1,91 1,84 2,25 4,4 4,4
ширина 2,5 3,2 4,4 2,78 2,78 2,15 6,4 6,4
длина 11 13,5 29 11,5 12,48 10,5 36 43

Литература

В.Заярин, А.Совенко
"АэроХобби", 1992, №1

Рейтинг@Mail.ru Топ-100