А-50
самолет ДРЛО и управления
В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса
радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой
отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным
радиолокационным комплексом «Лиана», принятой на вооружение в 1965 году.
По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью
обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что
позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М»
под руководством генерального конструктора В.Иванова приступили к
разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель».
Основные сложности при создании нового комплекса возникли из-за отставания в
уровне электроники. Поэтому разработчики были вынуждены создавать специальные
быстродействующие ЭВМ буквально с нуля. Несмотря на объективные препятствия,
удалось изготовить комплекс с уникальными возможностями. Для отработки новой аппаратуры в полетных
условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева
приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126 - «156»,
оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами.
В качестве альтернативного рассматривался и вариант АКРДН на базе
перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76. Работа над самолетом
ДРЛО Ил-70 была начата в ОКБ С.В.Ильюшина 3
августа 1969 г. Прекращение серийного
производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где
началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы
создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.
Работа над новым самолетом дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения была передана ОКБ им.Г.М.Бериева. Здесь под руководством главного
конструктора А.К.Константинова была осуществлена модернизация самолета Ил-76МД
под установку РЛС и общая интеграция бортового радиоэлектронного комплекса.
Первый полет А-50 был выполнен в г.Таганроге в декабре 1978 г.
В программе летных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолета в части авиации войск ПВО
страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.
Серийное производство самолета освоено на Ташкентском авиационно-производственном
объединении им. В.П.Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится
на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа
ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на
наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в
район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских
целей. При дежурстве в воздухе самолет обычно крутит на высоте около 10000 м
«восьмерки» с радиусом около 100 км между центрами половинок «восьмерки».
Установленная в носовой части самолета штанга системы дозаправки топливом в воздухе позволяет увеличить продолжительность полета, заправляясь от танкера Ил-78.
По мнению главного конструктора комплекса «Шмель» В.П.Иванова, уступая
американскому E-3 в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне
мешающих отражений от земной поверхности. В память бортовой ЭВМ РТК «Шмель» заложены данные о спутниках, с помощью
которых можно ретранслировать информацию практически на неограниченную дальность (E-3 такой возможностью не обладает). Установленная на А-50 аппаратура
тяжелее американского оборудования аналогичного назначения в 1,5 раза.
С июня 1984 А-50 начали размещаться в Литве на аэродроме возле города Шауляй. В ноябре 1988 года здесь был сформирован 144-й отдельный авиационный полк на самолетах Ту-126 и самолетах А-50.
В октябре 1989 года 144-й ОАП перевели в республику Коми, на аэродром Берёзовка в Печорском районе.
Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и
сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции. А-50 также использовались для наблюдения за действиями авиации НАТО в Югославии и
управления полетами авиации во время боевых действий в Чечне.
Дальнейшим развитием АКРДН А-50 должен был стать А-50М, оснащенный усовершенствованным
радиолокационным комплексом «Шмель-М» и двигателями Д-90. Его разработка велась в 1984-90 гг. Позже была начата разработка радиолокационного
комплекса «Шмель-2», обеспечивающего большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способного одновременно наводить большее число истребителей.
Всего, вместе с самолетами Ил-76СК (СКИП) построено и переоборудовано из Ил-76МД около 25 самолетов.
К 1998 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50. К концу 1998 года все А-50 были перебазированы на 2457 авиабазу (аэродром Иваново-Северный).
Впервые публично А-50 был представлен на авиасалоне МАКС-95 под обозначением «авиационный информационный комплекс А-50М».
В Ираке в 1988 г. на основе самолета Ил-76 был создан самолет ДРЛО «Абадон-1» (Багдад)
с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер», установленной в хвостовом обтекателе. Самолет ВВС Ирака «Абадон-2» был оснащен РЛС в грибовидном обтекателе, аналогично А-50.
В марте 1997 года ТАНТК им. Бериева и госкомпания «Росвооружение» получили разрешение на совместную работу с израильской фирмой IAI по оснащению БРЛС «Phalcon» фирмы «Элта Электроникс» российских самолетов А-50 - АИ.
Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа выразил Китай. Но под давлением США Израиль в середине июля 2000 г. официально уведомил Китай об одностороннем
разрыве контракта с ним на поставку самолетов ДРЛО. В этих условиях Китай был вынужден приступить к переговорам о закупке полностью российской версии самолета ДРЛО, правда - в усовершенствованном варианте
А-50Э. Предположительная стоимость ДРЛО А-50Э составляла 180-200 млн долл.
Согласно договоренности, достигнутой во время визита в Пекин в октябре-ноябре 2000 года вице-премьера правительства РФ И.Клебанова, поставки
Китаю российских авиационных комплексов ДРЛО планировались в 2001 году. Планировалось, что 1-2 А-50 будут
поставлены в лизинг в стандартном варианте, а на вырученные деньги Московский научно-исследовательский институт
приборостроения (МНИИП) должен в течение трех лет «довести» систему «Шмель-2» и затем оснастить ей продаваемые Китаю самолеты.
Однако в соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. головной организацией по проекту А-100 НПО стало «Вега-М», МНИИП имени Тихомирова остался только субподрядчиком. Установка неподвижной ФАР с полностью
электронным сканированием была отменена и КНР вышла из проекта создания нового ДРЛО. На платформе А-50И Китай разработал ДРЛО KJ-2000.
В июне 2001 г. российско-израильская рабочая группа достигла договоренностей о
совместной работе над самолетами ДРЛО А-50ЭИ.
Для ВВС Индии были построены три таких машины, созданные на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90-76.
В 2000 г. ОАО «АК им. С.В.Ильюшина» сделало техническое предложение самолета
ДРЛО Ил-150 на базе Ил-76МД-90.
С 2011 года в ВВС России стали поступать модернизированные А-50У.
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Боевые самолеты ВВС России / Авиация и космонавтика №8. 1999 /
- Российские самолёты ДРЛО / Джон Фрикер. «Aviation Week» /
- Развитие и применение самолетов ДРЛО и У / Е.Климович, М.Никольский, Авиация и космонавтика №2. 2000 /
- ТАНТК им.Бериева
- Москва и Пекин наращивают стратегические связи / И.Коротченко, НВО # 03(225) /