
Ил-76ПП
самолет - постановщик помех
В 1987 г. на базе серийного Ил-76МД СССР-86889 был создан в единственном
экземпляре самолет Ил-76ПП (ПП - постановщик помех). Работы выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс
(ТАНТК) им. Г.М.Бериева.
Самолет был предназначен для подавления радиоэлектронных средств неприятеля при продвижении своих войск.
Самолет Ил-76МД был выбран в качестве базового исходя из его грузоподъемности, позволяющей разместить большой объем дополнительного специального оборудования без сокращения дальности полета при том же запасе топлива, а также с учетом наличия кормовой кабины стрелка с двумя двухствольными пушками на управляемой турели, служащей для отражения атак противника с задней полусферы.
Базовый самолет был переоборудован для обеспечения функционирования комплекса специальной аппаратуры «Ландыш», в состав которого входят:
- Устройства для пеленгации радиосигналов противника и измерения их параметров;
- Экраны и табло для отображения полученной информации;
- Исполнительные устройства, генерирующие активные помехи;
- Средства индивидуальной радиозащиты самого постановщика помех от повреждения оружием противника.
Учитывая большую энергоемкость вновь устанавливаемой аппаратуры, пришлось в носовой части самолета по обоим бортам установить два дополнительных турбогенератора.
Турбогенераторы представляли собой турбовинтовые двигатели АИ-24ВТ по 2820 э.л.с. с четырьмя генераторами переменного тока, вся эта конструкция была закрыта обтекателями с воздухозаборниками в носовой части и выхлопными трубами в задней части.
Обтекатели получились настолько большими, что перекрыли нижние кромки входных дверей, и двери пришлось дорабатывать, чтобы при их открывании вместе с ними откидывались прилегающие фрагменты обтекателей, а дверные ручки были сдвинуты вверх.
Из-за установки дополнительных турбогенераторов штатную вспомогательную силовую установку (ВСУ) пришлось перенести в заднюю часть левого обтекателя шасси, при этом там появился выступающий сверху воздухозаборник.Рампа и кормовая турель с пушками сохранялась.
Для размещения специальной аппаратуры были установлены два цилиндрических металлических контейнера на концах крыла. По всему внешнему контуру фюзеляжа размещены антенно-фидерные устройства. В бывшем грузовом отсеке аппаратура размещалась на стеллажах.
По результатам испытаний на радиотехническом полигоне Черная речка под Ташкентом самолет Ил-76ПП в серию не пошел, так как не удалось добиться электромагнитной совместимости штатной радиоэлектронной аппаратуры самолета и привнесенного комплекса аппаратуры.
Аппаратура РЭБ оказалась ненадежной, имела большой расход энергии.
С 1992 года самолет Ил-76МД бортовой номер СССР-86889 находился на хранении на Учебном аэродроме ИВВАИУ(ВИ) (г.Иркутск).
Описание | |
---|---|
Разработчик | ТАНТК им. Г.М.Бериева |
Обозначение | Ил-76ПП |
Тип | самолет - постановщик помех |
Экипаж, чел | |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 46,6 (?) |
Размах крыла, м | 50,5 (?) |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тип двигателя | ТРДД Д-30КП |
Мощность двигателя, кгс | 4х 12000 |
Источники информации:
- «Ил-76 - история самолета» / Д.Комиссаров /
- Ил-76ПП / Клуб моделистов и Коллекционеров /
- Ил-76ПП постановщик помех / Самолеты ОКБ им. Ильюшина /