ОКБ Г.М.Бериева

К-12БС
крылатая ракета

    Работы по созданию крылатой противокорабельной ракеты К-12 были начаты по Постановлению СМ № 838-389 от 11 июля 1957 г. Первоначальное проектирование ракеты велось в ГСНИИ-642. однако Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по К-12 были переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева. ТТТ на ракету и систему управления были утверждены ВВС 9 сентября 1958 г.
    Бериев решил делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе его реактивной летающей лодки Бе-10. У Бериева индекс ракеты К-12 был преобразован в К-12БС.
    Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре самонаведения системы К-12Б использован принцип активного самонаведения ракеты с подвески по выбранной с помощью РЛС «Шпиль» надводной или наземной цели. Аппаратура наведения ракеты включала активную радиолокационную головку самонаведения «КН» и автопилот АП-72-12.
    Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2.722В с турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах.
    В баках ракеты было помещено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего марки ТГ-02. Максимальная скорость полета 2500 км/ч. Высота полета ракеты 5-12 км. Дальность стрельбы - от 40 до 110 км.
    Крылья стреловидные с углом 65°. Вес боевой части составлял около 350 кг. Боевая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной. В последнем случае боевая часть содержала 216 кг взрывчатого вещества.
    При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45° взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной боевой части внутри корабля, а при углах встречи, превышающих 45°, происходил мгновенный взрыв у борта.
    Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
    При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон.
    Поскольку работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 г., одновременно закрыты и работы по К-12БС. К этому времени было изготовлено несколько опытных образцов ракеты, но полномасштабных пусков ее не было.

компоновка ПКР К-12БС

Описание
Разработчик ОКБ-49 Г.М.Бериева
Обозначение К-12БС
Тип крылатая ракета
Проект 1958-60
Система наведения инерциальная + АРГСН
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 8,36
Размах крыла, м 2,25
Стреловидность крыла 65о
Стартовый вес, кг 4300
Боеголовка тип ядерная фугасно-кумулятивная
вес, кг 350
вес ВВ, кг - 216
Силовая установка
Маршевый двигатель ЖРД С2.722В
Тяга на уровне моря, кгс 1-й режим 1213
2-й режим 554
Время работы двигателя, с 1-й режим 120
2-й режим 150
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) 2500
Дальность стрельбы, км 40-110
Скорость пуска, км/ч до 700
Высота пуска, м 5000-10000
Высота полета, м 5000-12000

ПКР К-12БС

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. Реактивный корабль / А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н. Емельянов, Авиация и Время №4 2000 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100