К-12БС
крылатая ракета
Работы по созданию крылатой противокорабельной ракеты К-12 были начаты
по Постановлению СМ № 838-389 от 11 июля 1957 г. Первоначальное проектирование ракеты
велось в ГСНИИ-642. однако Постановлением СМ № 564-275 от 26 мая 1958 г. работы по К-12 были
переданы в ОКБ-49 Г.М.Бериева.
ТТТ на ракету и систему управления были утверждены ВВС 9 сентября 1958 г.
Бериев решил делать ракеты К-12 в комплексе с самолетом-носителем Бе-10Н, созданным на базе
его реактивной летающей лодки Бе-10. У Бериева индекс
ракеты К-12 был преобразован в К-12БС.
Ракета К-12БС предназначалась для поражения бронированных кораблей, крупных
транспортов и радиолокационно-контрастных наземных целей. В аппаратуре самонаведения
системы К-12Б использован принцип активного самонаведения ракеты с подвески по
выбранной с помощью РЛС «Шпиль» надводной или наземной цели. Аппаратура наведения
ракеты включала активную радиолокационную головку самонаведения «КН» и автопилот АП-72-12.
Ракета оснащалась серийным жидкостным реактивным двигателем С2.722В с
турбонасосной подачей топлива. Двигатель был размещен в хвостовой части фюзеляжа и работал в двух режимах.
В баках ракеты было помещено 545 кг окислителя марки АК-20К и 175 кг горючего
марки ТГ-02. Максимальная скорость полета 2500 км/ч. Высота полета ракеты 5-12 км. Дальность
стрельбы - от 40 до 110 км.
Крылья стреловидные с углом 65°. Вес боевой части составлял около
350 кг. Боевая часть могла быть как ядерной, так и фугасно-кумулятивной. В последнем случае боевая часть содержала 216 кг
взрывчатого вещества.
При пробитии борта корабля-цели при угле встречи менее 45° взрывное устройство обеспечивало подрыв обычной
боевой части внутри корабля, а при углах встречи, превышающих 45°, происходил мгновенный взрыв у борта.
Пуск ракеты производился с самолета Бе-10Н при скорости полета до 700 км/ч с высоты 5-10 км.
При проектировании ракеты К-12БС предусматривалась подвеска ее под крылом Бе-10Н на воде со специального катера. При
передаче же ракеты с подводной лодки на Бе-10Н можно было использовать надувной понтон.
Поскольку работы по ракетной летающей лодке Бе-10Н были прекращены Постановлением СМ № 887-372 от 12 августа 1960 г.,
одновременно закрыты и работы по К-12БС. К этому времени было изготовлено несколько
опытных образцов ракеты, но полномасштабных пусков ее не было.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-49 Г.М.Бериева | ||
Обозначение | К-12БС | ||
Тип | крылатая ракета | ||
Проект | 1958-60 | ||
Система наведения | инерциальная + АРГСН | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 8,36 | ||
Размах крыла, м | 2,25 | ||
Стреловидность крыла | 65о | ||
Стартовый вес, кг | 4300 | ||
Боеголовка | тип | ядерная | фугасно-кумулятивная |
вес, кг | 350 | ||
вес ВВ, кг | - | 216 | |
Силовая установка | |||
Маршевый двигатель | ЖРД С2.722В | ||
Тяга на уровне моря, кгс | 1-й режим | 1213 | |
2-й режим | 554 | ||
Время работы двигателя, с | 1-й режим | 120 | |
2-й режим | 150 | ||
Летные данные (расчетные) | |||
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | 2500 | ||
Дальность стрельбы, км | 40-110 | ||
Скорость пуска, км/ч | до 700 | ||
Высота пуска, м | 5000-10000 | ||
Высота полета, м | 5000-12000 |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- Реактивный корабль / А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н. Емельянов, Авиация и Время №4 2000 /