ОКБ Г.М.Бериева

СДМБР (СС)
Дальний морской бомбардировщик-разведчик

    На базе проекта двухдвигательного сверхзвукового гидросамолета-разведчика, разрабатывавшегося в ОКБ-49 Г.М.Бериева в 1956-1957 годах, в 1957 году было начато проектирование самолета СД МБР (сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик) с двигателями НК-6.
    После проведения исследований по выбору компоновочной схемы самолета для дальнейших работ была принята нормальная схема самолета с тонким крылом сложной формы в плане.
    Анализ боевых возможностей самолета показал реальность достижения дальности полета 20000 км при организации двух дозаправок от подводных лодок. Оборудование самолета обеспечивало боевое применение в сложных метеоусловиях в любое время суток в любых географических широтах. Самолет должен был обеспечить решение задач в условиях сильного противодействия со стороны средств ПВО противника. Однако возможности самолета как бомбардировщика и самолета-носителя противокорабельных ракет были существенно ниже возможностей самолета аналогичной взлетной массы, но сухопутного базирования. Предпочтение было отдано созданию самолета в вариантах разведчика дальней океанской зоны, самолета целеуказания.
    Был разработан рабочий проект самолета, готовилась закладка опытного образца, но работы были свернуты по причине изменения требований заказчика.СДМБР. Компоновочная схема сверхзвукового дальнего морского бомбардировщика-разведчика. Левый борт.
    Проведенные в ЦАГИ исследования по гидродинамике водоизмещающего корпуса самолета позволили отработать конфигурацию носовой части самолета, днища, взлетно-посадочных устройств, механизации крыла, а также размещение двигателей силовой установки самолета, обеспечивавших надежность и работоспособность конструкции при базировании на воде (длительном пребывании на воде при волнении 3-4 балла), движении на больших скоростях при разбеге и на посадке. Достигнутый уровень перегрузок (определяющими были местные перегрузки элементов конструкции при контакте с водой) позволял создать самолет с требуемыми летными характеристиками.
    Крыло самолета СД МБР кессонного типа с топливными баками-отсеками. Для предотвращения разрушения механизации крыла при взаимодействии с водой в режимах взлета и посадки были приняты только простые щелевые закрылки и элероны.
    Оперение Т-образное с управляемым стабилизатором.
    Плавучесть самолета обеспечивалась водоизмещающим фюзеляжем, непотопляемость (живучесть) - наличием в фюзеляже 14 водонепроницаемых отсеков. Остойчивость самолета на плаву обеспечивалась поплавками, расположенными на концах крыла.
    В качестве взлетно-посадочного устройства использовались носовая гидролыжа, подводное крыло в средней части самолета, воспринимавшее основные нагрузки, и кормовая демпфирующая гидролыжа.
    Все детали каркаса и обшивки планера самолета имели антикоррозионное защитное покрытие.
    Силовая установка состояла из четырех двигателей, расположенных в двух мотогондолах над крылом и в одной мотогондоле на два двигателя над фюзеляжем.
    Топливо размещалось в 14 фюзеляжных баках (три бака общей емкостью 17 т протестированные с защитой от 20-мм снарядов) и в 8 крыльевых баках. В кормовой части фюзеляжа находился бак-отсек, использовавшийся для обеспечения требуемой центровки при переходе скорости полета от дозвуковой к сверхзвуковой.
    Противообледенительная система - воздушно-тепловая (обслуживала носок центроплана и носок киля) и электротепловая (обслуживала носки консолей, стабилизатор, воздухозаборники двигателей).
    Для покидания самолета в аварийных ситуациях для летчика, штурмана и оператора предусматривались катапультные кресла, индивидуальные средства спасения дополнялись надувными лодками ЛАС-5М.
    Боевая нагрузка (крылатая ракета) должна была размещаться в фюзеляжном отсеке длиной 11 м, оборудованном донными створками и палубным крупноразмерным загрузочным люком.Схема СД МБР
    Оборудование:

    На базе самолета СД МБР проектировался самолет-разведчик-указатель, который должен был в дальней океанской зоне и обеспечить целеуказания для корабельных ракетных комплексов с противокорабельными ракетами при обнаружении кораблей противника. Состав бортового оборудования самолета должен был включать станции разведки и целеуказания, средства передачи данных; средств поражения на борту самолета не предусматривалось.

Описание
Разработчик ОКБ-49 Г.М.Бериева
Обозначение СД МБР
Тип сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик
Проект 1957 г
Экипаж, чел 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 61,4
Размах крыла, м 26,4
Угол стреловидности крыла центроплан 60°
консольные части 35°
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м 11,5
Масса, кг взлетная максимальная 240000
пустого самолета 114000
Запас топлива, кг 86000
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДФ НК-10
Тяга двигателя, кгс (кH) форсажная 4х 25000 ()
номинальная 4 х 10000
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте 10000 м, км/ч 1800
Практический потолок, м 20000
Скорость, км/ч взлетная  
посадочная 290
Дальность полета, км практическая 7000-7700
с двумя дозаправками 20000
Мореходность, балл на плаву 4-5
на взлете-посадке 3 (4)
Вооружение
Максимальная боевая нагрузка, кг 5000
КР 1 х П-?

Проекции "СС" (Рисунок В.Некрасова)

Источники информации:

  1. Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
  2. Рисунки самолетов ОКБ Г.М.Бериева / Компьютерные 2D рисунки самолетов /
  3. ТАНТК им.Бериева / РЕСТАРТ + /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100