СДМБР (СС)
Дальний морской бомбардировщик-разведчик
На базе проекта двухдвигательного сверхзвукового гидросамолета-разведчика, разрабатывавшегося в ОКБ-49 Г.М.Бериева в 1956-1957 годах, в 1957 году было начато проектирование самолета СД МБР (сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик) с двигателями НК-6.
После проведения исследований по выбору компоновочной схемы самолета для дальнейших работ была принята нормальная схема самолета с тонким крылом сложной формы в плане.
Анализ боевых возможностей самолета показал реальность достижения дальности полета 20000 км при организации двух дозаправок от подводных лодок. Оборудование самолета обеспечивало боевое применение в сложных метеоусловиях в любое время суток в любых географических широтах. Самолет должен был обеспечить решение задач в условиях сильного противодействия со стороны средств ПВО противника. Однако возможности самолета как бомбардировщика и самолета-носителя противокорабельных ракет были существенно ниже возможностей самолета аналогичной взлетной массы, но сухопутного базирования. Предпочтение было отдано созданию
самолета в вариантах разведчика дальней океанской зоны, самолета целеуказания.
Был разработан рабочий проект самолета, готовилась закладка опытного образца, но работы были свернуты по причине изменения требований заказчика.
Проведенные в ЦАГИ исследования по гидродинамике водоизмещающего корпуса самолета позволили отработать конфигурацию носовой части самолета, днища, взлетно-посадочных устройств, механизации крыла, а также размещение двигателей силовой установки самолета, обеспечивавших надежность и работоспособность конструкции при базировании на воде (длительном пребывании на воде при волнении 3-4 балла), движении на больших скоростях при разбеге и на посадке. Достигнутый уровень перегрузок (определяющими были местные перегрузки элементов конструкции при контакте с водой) позволял создать самолет с требуемыми летными характеристиками.
Крыло самолета СД МБР кессонного типа с топливными баками-отсеками. Для предотвращения разрушения механизации крыла при взаимодействии с водой в режимах взлета и посадки были приняты только простые щелевые закрылки и элероны.
Оперение Т-образное с управляемым стабилизатором.
Плавучесть самолета обеспечивалась водоизмещающим фюзеляжем, непотопляемость (живучесть) - наличием в фюзеляже 14 водонепроницаемых отсеков. Остойчивость самолета на плаву обеспечивалась поплавками, расположенными на концах крыла.
В качестве взлетно-посадочного устройства использовались носовая гидролыжа, подводное крыло в средней части самолета, воспринимавшее основные нагрузки, и кормовая демпфирующая гидролыжа.
Все детали каркаса и обшивки планера самолета имели антикоррозионное защитное покрытие.
Силовая установка состояла из четырех двигателей, расположенных в двух мотогондолах над крылом и в одной мотогондоле на два двигателя над фюзеляжем.
Топливо размещалось в 14 фюзеляжных баках (три бака общей емкостью 17 т протестированные с защитой от 20-мм снарядов) и в 8 крыльевых баках. В кормовой части фюзеляжа находился бак-отсек, использовавшийся для обеспечения требуемой центровки при переходе скорости полета от дозвуковой к сверхзвуковой.
Противообледенительная система - воздушно-тепловая (обслуживала носок центроплана и носок киля) и электротепловая (обслуживала носки консолей, стабилизатор, воздухозаборники двигателей).
Для покидания самолета в аварийных ситуациях для летчика, штурмана и оператора предусматривались катапультные кресла, индивидуальные средства спасения дополнялись надувными лодками ЛАС-5М.
Боевая нагрузка (крылатая ракета) должна была размещаться в фюзеляжном отсеке длиной 11 м, оборудованном донными створками и палубным крупноразмерным загрузочным люком.
Оборудование:
- курсовая и пилотажно-навигационная система...."Путь"
- система дальней навигации .... "Сфера-2", "Баку-С"
- аппаратура звукоподводной связи с ПЛ ...."Охотск"
- звездно-солнечный ориентатор
- радиокомпас .... АРК-54Б
- радиовысотомер .... РВ-2, РВ-5
- радиостанция дальней связи ... "Планета"
- командная У KB радиостанция ... "Дуб-5"
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ-49 Г.М.Бериева | |
Обозначение | СД МБР | |
Тип | сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик | |
Проект | 1957 г | |
Экипаж, чел | 3 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 61,4 | |
Размах крыла, м | 26,4 | |
Угол стреловидности крыла | центроплан | 60° |
консольные части | 35° | |
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м | 11,5 | |
Масса, кг | взлетная максимальная | 240000 |
пустого самолета | 114000 | |
Запас топлива, кг | 86000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДФ НК-10 | |
Тяга двигателя, кгс (кH) | форсажная | 4х 25000 () |
номинальная | 4 х 10000 | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость полета на высоте 10000 м, км/ч | 1800 | |
Практический потолок, м | 20000 | |
Скорость, км/ч | взлетная | |
посадочная | 290 | |
Дальность полета, км | практическая | 7000-7700 |
с двумя дозаправками | 20000 | |
Мореходность, балл | на плаву | 4-5 |
на взлете-посадке | 3 (4) | |
Вооружение | ||
Максимальная боевая нагрузка, кг | 5000 | |
КР | 1 х П-? |
Источники информации:
- Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
- Рисунки самолетов ОКБ Г.М.Бериева / Компьютерные 2D рисунки самолетов /
- ТАНТК им.Бериева / РЕСТАРТ + /