«302»
реактивный истребитель-перехватчик
Истребитель с необычной силовой установкой, состоявшей из одного
разгонного ЖРД и двух ПВРД с прямоугольными управляемыми соплами под крылом, нормальный
свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением - ЖРД Л.С.Душкина РД-1400
тягой до 1400 кг, под крылом два ПВРД конструкции В.С.Зуева. В носу фюзеляжа две
пушки ШВАК и две таких же под кабиной летчика, а под крылом - выдвижная подвеска
для двух PC или ФАБ.
Таким был самолет по проекту 1940 г., задуманный как первый в мире истребитель с
составной реактивной группой. Его разрабатывала группа инженера М.К.Тихонравова под общим руководством А.Г.Костикова - в то время главного инженера
РНИИ (НИИ-3). Весной 1941 г. проект был доложен и утвержден на техсовете института. После
защиты проекта на комиссии ВВА А.Г.Костиков направил проект в НКАП, где 17-18
июля 1942 г. он был утверждён на комиссии: С.А.Христианович, А.В.Чесалов, С.Н.Шишкин, В.И.Поликовский и др.
Во второй половине 1942 г. А.Г.Костиков ознакомил с проектом К.Е.Ворошилова. В тот же день, на приёме у
Сталина проект «302» был утвержден, а сам Костиков был назначен Главным
конструктором ОКБ-55 и директором опытного завода. Начальником ОКБ стал М.Р.Бисноват,
заместителем - А.А.Андреев. Для расчетов на прочность пригласили В.Д.Яровицкого, а
аэродинамическими расчетами ведал М.К.Тихонравов.
К весне 1943 г. выявилось отставание от графика с выпуском ПВРД Зуева
- они были закончены лишь в виде моделей в половину натуральной величины и полных
испытаний не проходили. ЖРД Душкина Д-1-А тягой 1100 кгс с дополнительной камерой 450 кгс еще
не был готов и только начал огневые испытания. Поэтому истребитель 302 решили
оснастить только двухкамерным жидкостным ракетным двигателем РД-2М.
Поскольку доводка ЖРД затянулась, то было принято решение испытать
истребитель в планерном варианте, получившем обозначение «302П». С самолета
сняли вооружение и некоторое оборудование, а в хвостовой части фюзеляжа поставили
макет однокамерного ЖРД под обтекателем. В конце августа 1943 г. он поступил на испытания
в ЛИИ. Летные испытания выявили не вполне удовлетворительные характеристики
устойчивости, и 302П отправили в ЦАГИ, где испытали в натурной аэродинамической трубе.
Во время продувок в трубе Т-104 ЦАГИ было достигнуто аэродинамическое качество К=15.
После доработок самолет был всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за
Ту-2 и Б-25. По летной оценке С.Н.Анохина,
самолет «302П» был исключительно устойчив и управляем по всем осям, хорошо скользил,
выполнял «бочки», был прост на посадке после отцепки от буксировщика.
М.Л.Галлай, бывший на «302П» в облете, называл машину «эталоном».
Подобную оценку давал второй летчик облета Б.Н.Кудрин и ведущий инженер по испытаниям
В.Н.Елагин. Установленная на испытаниях посадочная скорость 115-120 км/ч отвечала
нормальному режиму посадки перехватчика.
Моторных полетов так и не было из-за неготовности ЖРД.
Конструкция самолета деревянная, крыло (профили RAF-34 15 % в корне и NACA-230 8 % на
концах) и оперение с фанерной обшивкой, фюзеляж - монокок. Выполнен был самолет
очень чисто и был приятен в пилотировании. Шасси убиралось гидросистемой.
Первый вариант силовой установки (ЖРД и 2 ПВРД) предполагал наибольшую
скорость «302» - 900 км/ч, потолок - 9000 м и время его набора - 2 мин.
Расчетные данные «302П»: скорость у земли 800 км/ч, потолок - 18 000 м (?!), набор высоты
5000 м - 2,1 мин, 9000 м - 2,8 мин, дальность полета - 100 км. Реальным были лишь разбег, 16-18 с и
скорость отрыва 200 км/ч. При боезапасе к 4 пушкам в 400 снарядов, запасе горючего 505 кг и
окислителя 1230 кг масса пустого самолета была 1502 кг и взлетная масса 3358 кг.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | А.Г.Костиков | ||
Обозначение | «302» | «302П» | |
Тип | истребитель-перехватчик | ||
Экипаж, чел. | 1 | ||
Геометрические характеристики | |||
Длина, м | 8,708 | 8,708 | |
Размах крыла, м | 11,4 | 9,55 | |
Площадь крыла, м2 | 17,8 | 14,8 | |
Масса | |||
Полетная, кг | 3800 | 3358 | |
Пустого, кг | 1856 | 1502 | |
Полной нагрузки | 1502 | ||
Топливо + масло | 1735 | ||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 227 | ||
Топливо, кг | 505 | ||
Окислитель, кг | 1230 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 1+2 | 1 | |
Двигатель | ЖРД РД-1400 + ПВРД | ЖРД РД-2М | |
Тяга двигателя, кгс | 1400 | 1400 | |
Летные данные (расчетные) | |||
Скорость полета, км/ч | у земли | 800 | |
на высоте | 900 | 900 | |
отрыва | 200 | ||
Время набора высоты, мин | 5000 м | 2,1 | |
9000 м | 2 | 2,8 | |
Потолок практический, км | 9000 | 18000 | |
Дальность полета, км | 100 | ||
Разбег, с | 16-18 | ||
Вооружение | |||
Пушки | 4 х ШВАК-20 | ||
Бомбы или РС, шт | 2 |
Источники информации: