Самолет «5»
экспериментальный ракетный самолет

    Конструкция самолета «5» - цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным (45° по линии 25 % хорд) двухлонжеронным крылом. Параметры профилей выбирали на основании рекомендаций ЦАГИ: в корне - ЦАГИ 12045 bis, на конце - П2 (2М); размах крыла - 6,4 м. На верхней поверхности установили по две аэродинамические перегородки на каждой консоли, предотвращавшие ранний срыв потока с концов крыла. Для изучения распределения давления по крылу на больших скоростях правую консоль дренировали в трех сечениях. Схема "5-1"
    Фюзеляж овального сечения типа монокок, длиной 9,92 м. Он имел разъем, позволявший расстыковывать машину для монтажа баков и для других целей. Переднюю часть фюзеляжа занимала гермокабина летчика с катапультируемым креслом. Фонарь кабины вписывался в обводы фюзеляжа. За крылом, по бортам фюзеляжа, расположили тормозные щитки.
    В хвостовой части фюзеляжа установили двухкамерный ЖРД РД-2М-3Ф (конструктора Л.С. Душкина), полная тяга которого на высотах свыше 8000 м составляла 2000 кгс, у земли - 1610 кгс. Запас рабочих компонентов двигателя (керосин и азотная кислота) и перекиси водорода (для питания турбонасосного агрегата) был рассчитан на двухминутную работу ЖРД при полной тяге.
    Так как изначально предполагалось, что самолет «5» будет транспортироваться на высоту самолетом-носителем, посадочные устройства сделали предельно простыми и легкими. Они состояли из подфюзеляжной посадочной лыжи, двух подкрыльных поддерживающих дуг и небольшого костыля в хвостовой части фюзеляжа.
    Оперение самолета стреловидное. Горизонтальное оперение установлено на вертикальном оперении по крестообразной схеме. Управление всеми рулями самолета жесткое. Стабилизатор управляемый, с размахом 2,4 м. Система управления имела ряд необычных для того времени нововведений: в случае потери эффективности руля высоты в полете на больших скоростях можно было управлять самолетом при помощи стабилизатора, подключавшегося летчиком к ручке управления; к системе управления в любой момент полета могли также подключаться необратимые гидроусилители.Схема "5-2"
    В январе 1949 г. был выпущен самолет «5-2». Конструктивно он почти не отличался от «5-1», но на нем выполнили ряд доработок. В частности, для улучшения путевой устойчивости увеличили удлинение и стреловидность вертикального оперения, что повлекло увеличение длины самолета до 11,2 м; подкрыльные дуги заменили специальными амортизирующими костылями, поглощавшими энергию удара в момент касания земли.
    В ходе ремонта самолета «5-2» шло его дальнейшее усовершенствование. Посадочную лыжу установили параллельно строительной горизонтали фюзеляжа, это сделало пробег самолета более устойчивым и позволило отказаться от хвостового костыля, а позже на его месте расположить подфюзеляжный киль для увеличения путевой устойчивости.
    Для дальнейшего улучшения соотношения между поперечной и путевой устойчивостями на консолях установили так называемые «ласты», дающие эффект, аналогичный изменению поперечного V крыла (ввиду того, что крыло было неразъемным, изменить его поперечное V конструктивно было невозможно). "Ласты" представляли собой направленные вниз под углом 45° профилированные законцовки, увеличившие размах крыла самолета до 6,6 м. Нижние кромки "ласт" сделали усиленными, что превратило их в своеобразные подкрыльные опоры, на которые опускался самолет в конце пробега.

Описание
Конструкция М.Р.Бисноват
Обозначение «5-1» «5-2»
Тип экспериментальный ракетный самолет
Первый полет 14 июля 1948 г. 26 января 1949 г.
Экипаж, чел. 1
Геометрические характеристики
Длина, м 9,92 11.20
Размах крыла, м 6,4 6,60
Площадь крыла, м2 19,87  
Нагрузка на крыло, кг/м2 95,6  
Размах стабилизатора, м 2,4  
Масса
Полетная, кг 3400  
В планерном варианте 1565 1710
Топливо, кг 1500  
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ЖРД РД-2М3БФ
Тяга двигателя, кгс на высотах свыше 8000 м 2000
у земли 1610
Летные данные (расчетные)
Скорость полета, км/ч (М =) 1200 (1,13)
Высота полета, км 12-13

Схема "5-2" после модификации

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100