Р-40(изделие 46, AA-6 «Acrid»)
УР «воздух-воздух» средней дальности
В 1962 г. в ОКБ-4 под руководством М.Р.Бисновата было начато проектирование
ракеты Р-40. Ракета создавалась специально для вооружения истребителя-перехватчика
МиГ-25П и предназначена для
поражения высотных скоростных и низколетящих воздушных целей -
самолетов и крылатых ракет в широком диапазоне применения при
наличии огневого и помехового противодействия.
Ракета Р-40 имела высокие энергобаллистические характеристики,
обеспечивала скорости полета с числом М > 5, что привело к необходимости впервые использовать титан в качестве материала планера
ракеты и решить ряд технических проблем по охлаждению агрегатов и
созданию стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве
материала обтекателя РГС впервые применен ситал.
Ракета разрабатывалась с двумя головками самонаведения: с полуактивной
радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 (НИИ «Агат»)и с инфракрасной головкой,
разработанной в ЦКБ-589. Соответственно ракеты получили индексы Р-40Р и Р-40Т (тепловая).
Инфракрасная головка самонаведения, охлаждаемая жидким азотом (на АПУ), позволяла поражать цели во
всех ракурсах. Пpименение pакеты осyществлялось пpи использовании
теплопеленгатоpа ТП-26. Дальность до цели опpеделяется в специальном pежиме РЛС, пpи этом она yпpавляется
пpи помощи ТП-26. Дальность стрельбы Р-40Т в передней полусфере составляла 30 км, в
задней - 15 км.
Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км.
Ракета Р-40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность в Р-40
достигал за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок
головки самонаведения, увеличение: запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой
части, которая находилась как в середине корпуса, так и в хвосте.
Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг.
Осколочно-фугасная боевая часть весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47. Боевая часть
оснащена 2-канальным активным радиолокационным помехозащищенным
взрывателем. Радиус эффективного поражения 7 м. Возможно, был вариант со
специальной БЧ.
В 1970 г. был принят на вооружение комплекс перехвата в составе истребителя
МиГ-25П с бортовой РЛС «Смерч-А» и четырьмя ракетами Р-40. Комплекс мог производить
перехват целей, летящих со скоростью до 3500 км/ч на высотах от 0,5 до 30 км. Максимальная высота боевого применения ракеты по скоростным целям - до
30 км в задней полусфере и 27 км в передней. Максимальная дальность поиска - до 35
км. Максимальная перегрузка поражаемых целей - 2,5 единицы.
В 1976 г. летчик Беленко угнал
перехватчик МиГ-25 в Японию, где самолет был
разобран и изучен японскими и американскими специалистами. Ракет Р-40 на
борту угнанной машины не было, но наши специалисты решили, что американцы по
данным бортовых установок смогут получить о них достаточно информации. Поэтому срочно
началась модернизация комплекса. Бортовую РЛС «Смерч-А» на МиГ-25ПД заменили на «Сапфир-23».
На Р-40РД импульсная полуактивная головка ПАРГ-12 была заменена на полуактивную РГС-24
непрерывного сигнала. Это существенно улучшило тактико-технические
характеристики ракеты: дальность стрельбы - до 72 километров, в том числе с захватом РГС на траектории, перехват целей, маневрирующих
с перегрузкой до 4 единиц, перехват низколетящих целей на фоне земли,
повышенная помехозащищенность. Если пyск ракеты пpоисходил на дистанции большей, чем та, на котоpой ГСH способна сама подсвечивать цель,
то Р-40РД yпpавлялась по командам автоматики, yстановленной на боpтy самолета с pадиокоppекцией
или без нее, до дистанции, пока ГСH сможет сама подсвечивать цель. Если пyск pакеты пpоизведен
на дистанции, когда ГСH сама может подсвечивать себе цель, то Р-40Р наводится на
нее автоматически, использyя команды своей ГСH.
Замена на новый комплекс вооружения начался в 1979 г.
В 1985 на вооружение поступили ракеты Р-40Д1. Вариант ракеты с ТГС (Р-40ТД, Р-40ТД1) входит в комплект вооружения
перехватчика МиГ-31.
Описание | ||||
---|---|---|---|---|
Разработчик | КБ «Молния» | |||
Обозначение | Р-40Т | Р-40ТД | Р-40Р | Р-40РД |
Принята на вооружение | 1972 | 1980 | 1972 | 1980 |
Тип ГСН | инфракрасная | радиолокационная полуактивная | ||
Геометрические и массовые характеристики | ||||
Длина, м | 5,93 | 6,322 | ||
Диаметр, м | 0,31 | |||
Размах крыла, м | 1,3 | |||
Размах оперения, м | ||||
Стартовая масса, кг | 460 | 450 | ||
Масса БГ, кг | 38 | |||
Тип БЧ | осколочно-фугасная | |||
Силовая установка | ||||
Двигатель | ТТРД П1Д-134 | |||
Масса топлива, кг | 118 | |||
Летные данные | ||||
Скорость, м/с (М=) | (4,5-5) | |||
Диапазон высот поражения, м | 500-30000 | |||
Максимальная скорость цели, км/ч | 3500 | |||
Максимальная перегрузка цели | 2,5 | 4 | 2,5 | 4 |
Дальность пуска, км | 30/15 | 25 | 50 | 80 (72) |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- Российские ракеты «воздух-воздух» / Г.Соколовский. «Военный парад» /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- AA-6 ACRID / FAS /
- Russian Air-to-Air Missile AA-6 (Acrid) / Watson's military page /