Болховитинов

БИ (БИ-1)
реактивный истребитель-перехватчик

История проекта

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет имел необычно малые размеры: размах крыла 6,48 м, длину 6,4 м и площадь крыла всего 7,0 м2. Двигатель Д-1А-1100 Л.С.Душкина и В.А.Штоколова с практически достигнутой к этому времени тягой 1100 кгс.Компоновка БИ
    Конструкция самолета - цельнодеревянная. Фюзеляж - фанерный монокок, оклеенный полотном.
Крыло - многолонжеронное с фанерной обшивкой, оперение - также, фанера в 2 мм. Рули и элероны с полотняной обшивкой. Баки-баллоны - сварные из хромансиля. Шасси с колесами малых размеров - 500х150 мм, убираемое пневматически в крыло в направлении оси самолета. Практически испытания проводились в значительной степени зимой - на лыжах, которые убирались. Крыло - кессонное - между двумя коробчатыми лонжеронами сплошная толстая несущая обшивка, образованная полками десятка промежуточных более легких лонжеронов. Для уменьшения посадочной скорости на задней кромке крыла на участке между бортом фюзеляжа и небольшим элероном (лишь на 1/3 полуразмаха крыла) устанавливались посадочные щитки Шренка с углом отклонения 50°. Хвостовое оперение нормальное, стабилизатор расчален к фюзеляжу и килю. Небольшие круглые «шайбы» вертикального оперения на концах стабилизатора были установлены уже после постройки опытного самолета в процессе аэродинамических и летных испытаний по предложению И.Ф.Флорова. Элероны, рули и закрылки имели металлический каркас, обшитый полотном. Костыль - неориентирующийся, убираемый в подфюзеляжный киль. Общее конструктивное и производственное выполнение было среднее, встречались и непрочные места (из-за спешки).Схема БИ-ВС (с ПВРД)
    Внутри нижней передней части фюзеляжа располагались два воздушных и два керосиновых баллона. За кабиной летчика размещались баллоны с азотной кислотой и воздухом. Масса различного оборудования - около 20 кг.
    Кабина летчика имела бронезащиту из передней бронеплиты и бронеспинки толщиной 5,5 мм. Две пушки ШВАК-20 (с 45 снарядами каждая) были установлены перед кабиной летчика в верхней части фюзеляжа на деревянном лафете под съемной (на замках) крышкой. Самолет по вооружению был полноценным истребителем: было электроуправление огнем, пневматическая перезарядка, была кассета для мелких бомб общей массой до 38,4 кг.
    ЖРД Д-1А-1100 устанавливался в хвостовой части фюзеляжа. Топливо - тракторный керосин, а в качестве окислителя применялась концентрированная 96-98%-ная азотная кислота, которые подавались в двигатель под давлением воздуха из бортовых баллонов (на 1 кг керосина приходилось 4,2кг окислителя). Двигатель расходовал 6кг керосина и кислоты в секунду. Общий запас топлива на борту самолета, равный 705 кг, обеспечивал работу двигателя в течение почти 2 мин. Расчетная взлетная масса самолета «БИ» составляла 1650 кг при массе пустого 805 кг.

Описание
Конструкция А.Я.Березняк, А.М.Исаев
Обозначение БИ БИ-ВС БИ-6
Тип истребитель-перехватчик
Экипаж, чел. 1
Геометрические характеристики
Длина, м 6,4 6,935  
Высота, м 2,06
Размах крыла, м 6,48 6,6 7,9
Площадь крыла, м2 7 7,2  
Размах стабилизатора, м 2,4
Колея шасси, м 2,12
Масса
Полетная, кг 1650 1683  
Пустого, кг 790 805  
Полной нагрузки 860  
Топливо + масло 740  
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 123  
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. 1,5  
Массовая отдача,% 52  
Планера, кг 462  
Топливо, кг 135  
Окислитель, кг 570  
Силовая установка
Число двигателей 1 1 1 + 2
Двигатель ЖРД Д-1А-1100 ЖРД Д-1А-1100 ЖРД Д-1А-1100 + ПВРД ДМ-4
Тяга двигателя, кгс 1100    
Летные данные
Скорость полета, км/ч у земли 800
на высоте 10 км (расч.) 1020
посадочная 143
Время набора высоты 5000 м, с 30
Время разгона до скорости 800 км/ч, с 20
Скороподъемность у земли, м/с до 82
Длительность полета, мин 7
Разбег, м ок. 400
Разрушающая перегрузка при массе 1650 кг 9
1100 кг 13,5
Вооружение
Пушки 2 х ШВАК-20 2 х ШВАК-20  
Бомбы, кг   38,4  

Схема БИ

Источники информации:

  1. История конструкций самолетов в СССР(1938-50), т.2 / В.Б.Шавров /
  2. «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  3. «Последние БИ» / Вестник воздушного флота, 3-4 1996 /
  4. Четыре встречи с Арвидом Палло. А.Локтев / «Вестник» №18(225), 31 августа 1999 /
  5. Полет в реактивную эру. В.Мишин. / Авиация и космонавтика /
  6. BI-1/.../BI-7, A.Ya.Bereznyak/ A.M.Isaiev / A.Savin's RAM /
  7. Bereznyak-Isayev BI rocket jet interceptor / Venik's Aviation Page /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100