Translate on
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

НПО машиностроения

В.Н.Челомей

    ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (30.06.1914-8.12.1984) - советский ученый в области механики и процессов управления; академик АН СССР (1962; член-корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
    После окончания в 1937 Киевского авиационного института Челомей работал там же преподавателем, а с 1941 - в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, где им был создан пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (1942).
    Когда летом 1944 г. стало известно о применении немецких самолетов-снарядов "Фау-1" против Англии, Челомей по предложению наркома авиапромышленности А.И.Шахурина и командующего ВВС А.А.Новикова 19 октября 1944 был назначен главным конструктором и директором завода №51, которым руководил скончавшийся незадолго до этого Н.Н.Поликарпов. Челомеевскому ФАУ-1 был присвоен индекс 10Х. В 1945-48 гг. 10Х воздушного базирования прошла летные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Но ВВС фактически отказалось от этого ввиду малой дальности, скорости и невысокой точности ракеты, а также отсутствия носителей.
    При выборе ракеты для ПКР системы "Комета" в 1948 г. проект Челомея 14Х уступил микояновскому КС-1 на базе МиГ-15.
    В ходе испытания 1948-52 гг. скорость ракеты 16Х была доведена до 912 км/ч, но ВВС по-прежнему не устраивала точность и надежность ракеты. Помимо КР, пульсирующий ВРД Челомея устанавливался также на самолеты, в том числе Ла-11 (были продемонстрированы на параде в Тушино в 1947).
    После доклада военными о многочисленных подлогах Челомея в отчетах по испытаниям ракет 16Х и 10ХН, И.С.Сталин объявил Челомея обманщиком. Согласно ПСМ № 533-271 от 19 февраля 1953 г. ОКБ-51 с опытным заводом были переданы в ОКБ-155, где под руководством М.И.Гуревича были расширены работы по крылатым ракетам.
    Челомею удалось заинтересовать проектом противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) со складным крылом руководство ВМФ и в 1955 г. он назначается главным конструктором ОКБ-52. Для нового ОКБ было выделено помещение бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники в г.Реутово (Подмосковье). 19 июня 1955 г. выходит ПСМ по созданию ПКР П-5 с дальностью стрельбы 350 км. 12 марта 1957 г. состоялся первый пуск П-5, 19 июня 1959 г. ракета была принята на вооружение. Благодаря пуску непосредственно из контейнера, П-5 оказалась гораздо удачней ракеты П-10 ОКБ-49 Г.М.Бериева.
    На базе КР П-5 в течение 1958-1959 гг. было проработано более 10 вариантов модификаций, из которых наибольшее применение получил комплекс П-5Д, с радионавигационной станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой. Постановлением правительства в 1956 г. ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35. После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 г. был принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота. Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок.
    С 1958 г. зам.начальника отдела в ОКБ-52 работал С.Н.Хрущев - сын Никиты Сергеевича. С 1959 - Челомей - генеральный конструктор авиационной техники. В 1958 г. он выходит с предложением о создании многоступенчатой баллистической ракеты. После одобрения Н.С.Хрущевым, вышло постановление о разработке МБР с привлечением коллективов В.М.Мясищева и П.О.Сухого. После проведения баллистических расчетов ОКБ-23, которому поручалось разработка первой ступени, сообщило Челомею о необходимости переделать проект. Челомей согласился с выводами и ...осенью 1960 мощное ОКБ-23 становится филиалом №1 куда более малочисленного ОКБ-52. Филиалом №2 стал ГС НИИ-642. А с конца декабря 1962 г. Дубнинский машиностроительный завод и ОКБ-301 им.С.А.Лавочкина стали филиалом N`3 ОКБ-52. Завод №23 в 1961 году постановлением Совета Министров стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила Васильевича Хруничева.
    МБР УР-200 не пошла в серию, уступив место ракете Янгеля Р-36. Но уже МБР 2-го поколения УР-100 были поставлены на боевое дежурство. Это была ракета повышенной боевой готовности, размещаемая в ампулизированном контейнере в шахтной пусковой установке. Ракета УР-100 (8К84) в варианте противоракеты со сверхмощной боевой частью, мощностью не менее 10 Мт, должна была стать основой системы ПРО "Таран". Разработка проекта этой системы была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 мая 1963 года.
   В 1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. 29 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании новой ракеты.
    Опыт ОКБ-23 в разработке проектов воздушно-космических аппаратов ВКА-23 и ПКА позволил быстро разработать ряд проектов маневрирующих спускаемых аппаратов, в т.ч. ракетоплана "Р". Первые спутники ОКБ-52 "Полет-1" (1963) и "Полет-2" (1964) уже умели менять орбиты.
    Челомей составил конкуренцию С.П.Королеву и в "Лунной гонке". Проект ОКБ-52 предусматривал пилотируемый облет Луны КА "ЛК-1" и осуществление посадки экипажа на Луну и возвращение его на Землю с помощью КА "ЛК-700". Для первого полета предполагалось использовать челомеевскую ракету УР-500К, для второго - УР-700. Последняя разрабатывалась как развитие "УР-500".
    После смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964, в ОКБ нагрянула комиссия под руководством М.В.Келдыша. Многие проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом, УР-700 и др. Продолжались работы только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы.УР-500 пришлось поменять военный статус на космический.
    Первый пуск РН "Протон" состоялся 16 июля 1965 года. Тяжелый научный спутник, по имени которого и был назван носитель, был спроектирован также в филиале №1 ОКБ-52.
    В ноябре 1964 Машиностроительный завод им.С.А.Лавочкина выводится из состава ОКБ-52. В 1966 (65) году ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ) уже в составе ракетного МОМ. ОКБ-23 стало называться Филевским филиалом ЦКБМ.
   ОКБ-23 занимается проектированием трех- и четырехступенчатого варианта РН "Протон", ведет предварительные работы по своей лунной программе. Кроме собственно ракет идут большие работы по военному комплексу "Алмаз", орбитальным станциям "Салют-3, -5".
    ЦКБМ продолжает работать как над ПКР П-70 "Аметист", П-25, П-120 "Малахит", П-500 "Базальт", П-700 "Гранит", МБР УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100У, УР-100Н, так и над ракетами-носителями УР-500К, космическими аппаратами ИС, ИС-М, УС, "Алмаз".
   В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения Челомея и преобразовано в КБ "Салют".
    С 1952 В.Н.Челомей профессор МВТУ им. Баумана. Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Действительный член Международной академии астронавтики (1974). Депутат Верховного Совета СССР 9-го и 10-го созывов. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1967, 1974, 1982). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Золотая медаль им. Н.Е. Жуковского "За лучшую работу по теории авиации" (1964), золотая медаль им. А.М. Ляпунова АН СССР "За выдающиеся работы в области математики и механики" (1977). Г.А.Ефремов

Ефремов Герберт Александрович (1933 г.) - кандидат технических наук, профессор МГТУ. Герой Социалистического Труда (1963), лауреат Ленинской и Государственной премий.
    Родился в с. Малое Заречье Белозерского района Вологодской области. Ефремов пришел в ОКБ-52 в 1956 году после окончания Ленинградского военно-механического института. Работал инженером, старшим инженером, заместителем начальника отдела, заведующим отделом. С 1964 года он - начальник конструкторского бюро ОКБ-52 Министерства общего машиностроения, а с 1971 года - заместитель главного конструктора ЦКБ машиностроения. С 1983 года он занимает должность заместителя генерального конструктора предприятия, одновременно являясь главным конструктором комплексов. В декабре 1984 г. Герберт Ефремов назначен генеральным конструктором НП0 машиностроения Министерства общего машиностроения, с 1989 г. - генеральный конструктор НПО.
    В настоящее время Герберт Александрович Ефремов является генеральным директором и генеральным конструктором - начальником ЦКБ машиностроения Научно-производственного объединения машиностроения.
    Принимал участие в создании ракетного оружия: противокорабельных крылатых ракет, крылатых ракет подводного базирования, межконтинентальных баллистических комплексов УР-100 и УР-100Н (SS-11 и SS-19), а также космических аппаратов, автоматической станции "Протон", орбитальных станций "Салют", автоматических станций радиолокационного зондирования Земли серии "Алмаз".
    Под его руководством в НПОмаш разрабатывались КР "Метеорит", ПКР "Яхонт" (П-800), "Альфа", МБР "Альбатрос", ракета-носитель "Стрела", космические аппараты.
    Ефремов - член Национального экономического совета, учрежденного Российским экономическим форумом с 1996 г., член Межведомственной комиссии по оборонной безопасности РФ с 1997 г.; член Политсовета ВОПД "Наш дом - Россия" с 1997 г.; удостоен многих государственных наград.

Литература:

к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Россия] [Семинары ДУП ЛА] [Авиамузей] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2017 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

oneplus 5 купить