
П-70 «Аметист»
крылатая противокорабельная ракета
Ракета «Аметист» была выполнена по нормальной
аэродинамической схеме и имела складное крыло. Старт производился с подводной
лодки с глубины до 30 м из предварительно затопленного забортной водой
контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после
выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых двигателя и
двигатели подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность включались
четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.
Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло
перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. «Аметист» проектировался для
двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Небольшая дальность полёта
позволила осуществлять целеуказание средствами самой лодки.
Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66
весом около 1000 кг или специальной боевой частью.
Ракета оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81,
возглавляемого Иваном Картуковым. Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а 4
стартовых двигателя подводного хода, 4 стартовых двигателя для воздушной
траектории и 2 двигателя отброса - на обычном баллистическом порохе НМФ-2.
Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми
скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ
составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал
около трех минут.
Система управления «Тор» была разработана в НИИ-49 Министерства
судостроительной промышленности под руководством главных конструкторов системы
управления комплекса в целом Б.А.Митрофанова и С.Т.Зайцева. Для выдачи целеуказания ракетному комплексу использовалась система управления
стрельбой противолодочным оружием "Брест", созданная в 1967 году ЦНИИАП
совместно с заводом им. А.А.Кулакова под руководством главного конструктора
Т.Н.Шереметьева. Для целеуказания используется ГАС "Рубин" с дальностью шумопеленгования крупных
подводных целей до 150 км.
«Аметист» имел автономную бортовую систему
управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл».
В состав системы управления входили:
- автопилот;
- радиовысотомер;
- аналоговая вычислительная машина
- радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких
обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от
целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в полученной
радиолокационной картине, например место авианосца в авианосном ордере.
Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34,
в их числе:
- пусковая установка СМ-101 для плавучего стенда;
- пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытной подводной лодки проекта 61ЗА;
- пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;
- пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.
Изготовление пусковых установок велось на заводе № 232 «Большевик».
Наряду со многими достоинствами ракета «Аметист» обладала и
недостатками. В первую очередь - это малая дальность стрельбы, а также
недостаточная помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления.
Кроме того, ракета не была универсальной - пуск производился только с подводной
лодки и только в погруженном положении.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ЦКБМ | |
Обозначение | комплекс | П-70 |
ракета | 4К66 | |
Обозначение NATO | SS-N-7 «Starbrigh» | |
Первый пуск | июль 1961 | |
Тип ГСН | инерциальная + радиолокационная | |
Тип ПУ | контейнерная СМ-101, СМ-107, СМ-97, СМ-97А | |
КАСУ | «Брест» | |
Подводные лодки-носители (номера проектов) | 661, 661М, 684, 686 (705А), 669, 670, 613А | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 7,0 | |
Размах крыла, м | ||
Диаметр корпуса, м | 0,55 | |
Высота, м | ||
Стартовый вес, кг | 3650 | |
Полетный вес, кг | 2700-2900 | |
Тип боеголовки | фугасно-кумулятивная или ядерная (200 кт) | |
Масса БЧ, кг | 1000 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | РДТТ 293-П | |
Тяга, кгс (кН) | ||
Тип стартового двигателя | РДТТ | |
Летные данные | ||
Скорость, км/ч (М=) | 1160 | |
Максимальная дальность стрельбы, км | 80 | |
Высота полета, м | маршевая | 60 |
в районе цели |
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета «П-70» («Аметист») / ИС "Ракетная техника" /
- Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. / В.П.Кузин, В.И.Никольский, СПб, «Историческое Морское Общество». 1996 /
- Подводные лодки с крылатыми ракетами. / А.Н.Гусев, СПб, «Галея Принт». 2000 /
- «Оружие отечественного флота» / А.Б.Широкорад, Минск, Харвест, 2001г. /
- Фото С.А.Авилова