НПОмаш

Ракетоплан Р

    Постановлением 715-296 от 23 июня 1960 «О производстве ракет-носителей, спутников, космических кораблей для Военно-космических сил в 1960-1967» OKB-52 В.Н.Челомея было поручено подготовка эскизного проекта пилотируемого космического корабля Ракетоплан для орбитального маневренного полета и возвращение на обычные ВПП. Полная масса должна была составлять от 10 до 12 тонн, дальность планирования во время возвращения от 2500 до 3000 км. Беспилотный вариант должен был создан в 1960-61, пилотируемый - в 1963-65. Готовый вариант спутникого перехватчика должен был быть проверен в 1962-64.
МП-1     3 октября 1960 в состав ОКБ-52 вошли высококвалифицированные кадры расформированных ОКБ-23 В.М.Мясищева и ОКБ-256 П.В.Цыбина, а также завод им. М.К.Хруничева. 1 ноября, сразу после закрытия проектов воздушно-космических аппаратов ВКА-23/ ПКА этих бюро, бюро В.Н.Челомея начало работу над созданием эквивалента Dynasoar (США).
    Крылатый пилотируемый космический корабль предназначался для перехвата, осмотра, и разрушения американских спутников на высотах до 290 км. Экипаж составлял 2 человека, продолжительность полета - 24 часа.
    Уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. А 21 марта 1963 модель ракетоплана совершила первый испытательный полет, стартовав с космодрома Байконур на ракете-носителе Р-12 «Циклон». 1,8-метровый конус массой 1,75 т, управлялся на гиперзвуковых скоростях восемью аэродинамическими щитками. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 405 километров, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан с тепловым экраном В атмосферу он вошел в 1760 км от места старта со скоростью 3,8 км/с (14400 км/час.) и приземлился с помощью парашюта. Но при входе в атмосферу аппарат был поврежден. Два года спустя испытания прошел М-12 - такой же конус, но с четырьмя стабилизаторами.
    К 1963, с появлением проекта мощной ракеты-носителя УР-500 «Протон», Челомей расширил концепцию модульного космического корабля для решения широкого спектра задач, как оборонного, так и научного и народохозяйственного направления. Для решения военных задач по разведке и инспекции спутников, Ракетоплан оснащался орбитальным двигателем маневрирования, системами наведения и сближения, оружием «космос-космос». Позднее Ракетоплан намечалось использовать для научных задач, включая полет на Луну и возвращение с приземлением, а также эксплуатацию околоземного пространства.
Спуск ракетоплана     Возвращаемые аппараты для Ракетоплана могли быть трех типов: гиперзвуковая капсула с низким аэродинамического качества, аппарат баллистической или полибаллистической формы с умеренным аэродинамическим качеством, и космоплан. Первая версия последнего типа входила в атмосферу в контейнере теплового экрана, который сбрасывался после прохождения верхних слоев атмосферы. Затем разворачивались крылья изменяемой стреловидности, и космический корабль планировал к ВПП, причем с помощью ТРД он мог уйти на второй круг.
    В 1964 Челомей представил ВВС проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности, и его пилотируемого варианта Р-2 массой 7-8 тонн. Ракетоплан выводился на низкую околоземную орбиту ракетой-носителем Королева «Союз» или УР-500 «Протон» Челомея. Перегрузка на спуске должна была составить всего 3,5-4 g, в отличие от 9-11 g на СА Восток. Ракетоплан мог маневрировать по курсу в более широком диапазоне, чем вариант с крылом изменяемой стреловидности, и гарантировал быстрое приземление на советской территории почти с любой орбиты. Были сделаны уже макеты машин, но...
    После смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964, в ОКБ нагрянула комиссия под руководством М.В.Келдыша. Многие проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом. Продолжались работы только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы.

Р-2
Описание
Разработчик ОКБ-52 В.Н.Челомея
Обозначение Р
Тип Пилотируемый космоплан
Экипаж, чел 2
Полная масса, кг 12000

Источники информации:

  1. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  2. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков
  3. История создания ОК «Буран»

Рейтинг@Mail.ru Топ-100